Борн. Джейсон Борн.

Рецензия на фильм «Ультиматум Борна»

 

Режиссер: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Скотт Эдкинс, Джоан Аллен, Джои Анса, Даниэль Брюль, Крис Купер, Брайан Кокс, Дэн Фреденбург, Том Гэллоп, Кори Джонсон, Джулия Стайлс, Дэвид Стрэтэйрн

Автор: Анатолий Филатов

Если «Миссия: невыполнима», «Джеймс Бонд» и прочие «Крепкие орешки» стали для вас ежедневной потребностью, если в кинозал вы идете, как среднестатистический китаец начала 20 века в опиекурильню, если ломовой адреналиновый «приход» для вас не пустой звук, а, скорее, сродни, единственному смыслу жизни, то вам, как и мне, действительно сложно придумать хотя бы одну причину, чтобы не идти на «Ультиматум Борна». Фильм, который и через 20 лет будет выглядеть так же круто, как сейчас, обеспечит вам небо в крупных алмазах в первые же пять минут, а кровавых мальчиков в глазах – во вторые десять. Прав был Мэттушка наш Дэймон: когда на сцену, потряхивая неброскими мышцами и скрипя челюстями, выходит Джейсон Борн, всем спецагентам на службе ее Величества лучше спрятаться – под кровать ли, под мамину юбку ли, не важно. Все равно найдет.  

Недавно мы радовались и бурно овационировали четвертому «Крепкому орешку» — мол, боевик back from da old school, кино старой закалки, сейчас такого не снимают. Боже, как мы ошибались. Если и снят в этом году фильм, который возвращает жанр ближе к корням, туда, где он только и может жить, производя на свет здоровое потомство, а не карманных горбатеньких уродцев, то это «Ультиматум Борна». Молчаливый человек с лицом Рабочего с небезызвестного памятника убивает вражин десятками, если не сотнями, грузит трупы бочками, если не вагонами. Этот парень гораздо опаснее многих печально известных химических элементов – будь моя воля, следующую часть я назвал бы «Борн-210», и, право же, следует согласиться: человек без памяти, зато регулярно споласкивающий натруженные кисти в свежевыпущенной кровушке, этого достоин. Кстати, никто не знает, в крови мыло пенится?  

Человек, который может вспомнить лицо каждого убитого им, но не помнит их имен, в третьей части ближе к своему личному экзистенциальному аду, чем когда-либо. Агенты ЦРУ не остановятся ни перед чем, чтобы убить Борна, и тут, конечно, нет никакой неожиданности – удивляет другое: с какой чрезвычайно изящной легкостью они перешагивают через мирных, в общем-то, граждан, чтобы получить необходимую информацию. Джейсон Борн убивает их, как роботов – бездушных, бесчувственных и похожих. Кажется, Терминатором назвали не того парня. Все эти кошки-мышки, в которых чем ближе к финалу, тем сложнее понять, кто за кем охотится, с трудом поддаются членораздельному описанию – и все благодаря дивной работе режиссер Гринграсса и его команды. Оператору хочется аплодировать стоя: драка выглядит именно дракой, каждый удар кристально четок и выверен до последнего градуса. При этом темп творящейся заварухи настолько высок, что кажется нереальным: сделать из простой, в общем-то, истории про угрюмого парня с амнезией такой потрясающий экшен – это надо очень постараться.  

Энергии в этом фильме столько, что, выйдя из кинозала, вам вполне может понадобиться успокоительное, а мышцы, вероятнее всего, устало заноют. Как будто это вы только что сломали несколько десятков рук и ног, прыгая по небоскребам и гоняя по городу, пытаясь всего-навсего понять, кто же вы такой. Спросите себя: «Как меня зовут?». Ответ есть? Выдыхайте, это было всего лишь кино. Один из лучших фильмов этого года, беспощадный и ураганный, не щадящий никого и не дающий никому форы. Брутальное наслаждение, такое, каким оно и должно быть.  

P.S. Мэтт Дэймон прекрасен, пусть даже ему и придется играть Джейсона Борна до конца его дней. Это ничего. Это даже к лучшему.

 

Другие рецензии:  Алекс Экслер, Олег Анохин
Полная версия сайта