Рецензия на фильм «Вернуться домой»

 

Режиссер: Чжан Ян

В ролях: Чжао Беньшань, Хун Цивень, Сун Даньдань, Гуо Дэган, Ху Чжун, Сун Хайин, Ся Юй, Ву Ма

Автор: Алексей Коропский

Рассказывать о сложных вещах простым и доступным языком — великое искусство. Оно требует не только наиглубочайшего знания материала, о котором идет речь, но и незаурядного таланта, задающего созидательный вектор этому знанию. В фильме «Вернуться домой» гонконгского режиссера Чжан Яна эти факторы сложились наилучшим образом, подарив миру великолепный образчик кино, сочетающего в себе глубокую философскую осмысленность, безудержную комедийную легкость, груз психологической драмы и профессионализм исполнения.

В восточной культуре все подчинено философии: расстановка мебели в доме, поведенческие модели, организация труда и отдыха и так далее, включая, конечно же, искусство и кино как его вид. Поэтому там считается совершенно естественным вложение глубокого смысла в каждое слово и каждый поступок, даже самые простые на первый взгляд. Фильм «Вернуться домой» (Getting Home) такое название получил только для международного проката, в оригинале же он называется «Листья», что отражает главную идею фильма. Листья деревьев вырастают на ветках, являющихся продолжением ствола, берущего начало от корней, только для того, чтобы однажды опасть на землю, вновь вернувшись к корням. Люди подобны листьям: растут, развиваются, живут, но на закате жизни всегда должны возвращаться к своим корням. А что если по разным причинам этот возврат невозможен? В дело вступает лучший друг.

С главным конфликтом картины зрителя сталкивают на первых же минутах: рабочий Лю, выпив лишнего, тихо и незаметно умирает и его верный друг Чжао, обремененный высокой моралью, вынужден тащить в буквальном смысле на собственных плечах тело приятеля через весь Китай с одной только целью — предать его земле в родной деревне, там где живет его семья и где находятся его корни. Во время своего пути Чжао сталкивается со многими испытаниями, с разными людьми и ситуациями, решает проблемы, помогает незнакомым людям и даже впадает в отчаяние. Но то, что ждет его в самом конце пути подвергает пересмотру все предшествующее.

Несмотря на серьезность поднимаемых в фильме вопросов: морального долга, честности, взаимовыручки, стойкости духа, определения своего места в жизни — подаются они легко, непринужденно и смешно. Добрый, предельно искренний и изобретательный Чжао в исполнении известного в Китае комедийного актера Чжао Беньшаня никогда не теряет самообладания, находя выход из самых затруднительных ситуаций: то использует тракторное колесо в качестве транспортного средства для тела друга, то обливается горючими слезами на чьих-то похоронах, чтобы потом поесть на траурном обеде, в то время как Лю стоит в поле замаскированным под пугало, то гоняется наперегонки с ослом, сам запряженный в тележку, то изображает искреннюю жалость перед попрошайкой, в роли которого, конечно же, Лю.

Любые комедии, где во главе угла стоит чья-то смерть, принято называть «черными», но к фильму «Вернуться домой» этот эпитет вряд ли применим. Совсем наоборот, это очень светлая комедия. Во-первых, сам факт смерти Лю и транспортировки его тела является скорее просто предлогом, фоном, на котором разворачиваются главные события, раскрываются человеческие характеры и натуры, обнажаются пороки общества. Конечно, здесь есть несколько моментов совсем в духе «Уикенда у Берни», но и они настолько беззлобны и жизнеутверждающи, что не дают повода клеймить весь фильм. Во-вторых, неизбывный драматизм развязки истории все расставляет по своим местам. Всегда нужно сначала хорошо посмеяться, чтобы потом от всей души погрустить. Пусть мягкий, но все же контраст между комедией и трагедией создает правильное восприятие всех описанных событий и поступков. Легкая грусть с доброй улыбкой на лице, остающаяся после просмотра фильма — лучшее тому подтверждение.

Фильм «Вернуться домой» стал обладателем гран-при Пятого международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian во Владивостоке и с этим решением жюри сложно не согласиться. В этой картине прекрасно сочетается оригинальность сценария, великолепная актерская игра и профессиональная режиссура. Кроме того, в ней затрагиваются очень важные философские вопросы о жизни и смерти, о человеческих взаимоотношениях и характерах, которые преподносятся удивительно легко и доступно. Да и просто этот фильм приятно смотреть, получая искреннее удовольствие от ненавязчивого живого юмора и от красочных пейзажей, сопереживая невероятно обаятельным персонажам, неизменно надеясь на лучшее.

Полная версия сайта