Рецензия на фильм «Время икс»

 

Режиссер: Паскаль Тома

В ролях: Даниэль Дарье, Франсуа Морель, Лаура Смет, Мельвиль Пупо, Кьяра Мастрояни, Доминик Реймонд

Автор: Анатолий Филатов
Жанр классического детектива сегодня не в почете у производителей массового кино. Действительно, трудно найти другого столь же почтенного сироту: попробуйте вспомнить хотя бы один детектив, вышедший на самый что ни на есть широкий экран за последние год-два. Можете не утруждать себя: я смотрел их все, и детективов среди них не было. Между тем, если верить предпочтениям российских читателей, детективы (или, по крайней мере, то, что ими называют у нас в стране) вот уже второй десяток лет бьют рекорды бук-продаж и, хотя о литературных достоинствах книг сочинительниц М-ой, Д-ой, У-ой, Н-ой и кто там еще сегодня в топе, мы говорить не станем, тенденция налицо. Люди любят детектив, люди помнят детектив, люди хотят детектив. Так что нет ничего удивительного в том, что юбилейная Неделя французского кино во Владивостоке (по сути, год Франции в России) началась с показа легкого, малость эксцентричного, но все-таки детектива «Время Икс» Паскаля Тома. Кстати, все в традициях законам жанра: ни из анонсов, ни из афиш, ни откуда бы то ни было еще, вплоть до самого просмотра, вы не узнаете, что фильм-то – по роману Бабушки Агаты.

Гийом Невилль – миллионер и бездельник – отправляется навестить приемную старушку-маму, любительницу выдержанного красного и качественного опиума. С собой он берет развязную красавицу-жену Каролину, но – вопреки ее воле – отправляет приглашение и бывшей жене, Од. Каролина в свою очередь на деньги мужа прихватывает в Бретань профессионального мавра-жиголо Латимера, а старуха, дабы еще больше запутать отношения в этом филиале Вороньей слободки, зазывает в гости прокурора на пенсии мэтра Трево и битника с внешностью Марата Гельмана мсье Тома, который в этом доме тоже отчего-то ко двору. Кроме них в имении Пуант-о-Муэтт на регулярной основе и в добровольном заточении пребывает секретарша-сиделка-подруга старости суровой Мари-Аделина, а также трое слуг, очевидно, не блещущих интеллектом. Так что хрестоматийная версия «Внимание! Убийца – дворецкий!» отсекается сразу, а жаль. Хорошо хоть, что сами убийства никуда не деваются.

Фильм вызывает очевидную симпатию, вероятно, в первую очередь потому, что от него отчетливо веет особого рода милым безвременьем. В самом деле, убери из кадра совершенно не нужные мобильные телефоны, интернет, евро и упоминание о Уимблдоне 1924 года, замени марки машин и паромов, поменяй названия пары торговых марок – и никто не скажет, что родом он из 2007 года. Полная камерность: замок на полуострове, люди, любящие и ненавидящие друг друга, ослепительное солнце и проливной дождь сменяются как по заказу, – этот сюжет легко можно ставить в театре. Правда, если следовать версии режиссера Паскаля Тома, то на афише такого спектакля непременно должно присутствовать слово «оперетта», ну да не так это страшно, как принято обычно считать. Все-таки в авторах первоисточника значится Агата Кристи, а не Иоанна Хмелевская, так что убитая старуха к финалу не оживет и не расхохочется, сверкая фарфоровыми зубами «Как я вас всех одурачила, а?!». Уже славно.

К детективной части, таким образом, претензий нет практически никаких, если не считать пары недоговорок, рассказывать о которых – значит, свести к нулю все старания режиссера обеспечить более-менее цельную интригу. Вообще, фильм удивительно ровный: если не считать граничащее с патологией вхождение в образ исполнительницы роли Каролины, абсолютно все актеры справились с поставленной задачей на отлично, благо, что и задача была не из рекордных. Из приятных мелочей: с экрана звучит музыка Вагнера, а прелестные эпизоды с самоходным оркестром так и вовсе словно вырезаны из фильмов Феллини монтажными ножницами. Приятное, в общем, зрелище.

Старушку вот только жалко: жила как рантье, а погибла как процентщица.


Полная версия сайта