Рецензия на фильм «9 рота»

 

Режиссер: Федор Бондарчук

В ролях: Алексей Чадов, Артур Смолянинов, Артем Михалков, Константин Крюков, Иван Кокорин, Иван Николаев, Михаил Евланов, Сослан Фидаров, Михаил Пореченков, Ирина Рахманова, Александр Лыков, Станислав Говорухин, Александр Баширов, Федор Бондарчук

Автор: Анатолий Филатов
Первое, что бросается в глаза — фильм уж очень явственно делится по доминирующему у нас ныне принципу: «Котлеты отдельно, мухи отдельно». Насколько неоправданно затянута первая, казарменно-учебная часть, настолько же скомкана и отрывиста вторая. В одном из интервью Бондарчук признался, что изначально «Рота» представляла собой два совершенно различных проекта, его собственный и его друзей. Создается призрачное впечатление, что при монтаже их просто склеили.

Есть и вещи из разряда совсем уж диких. Рыдающий в маковом поле психованный прапорщик – это сильно, посильнее, чем «Фауст» Гете. Самый затюканный и забитый мальчонка уже к середине фильма становится почти Рэмбо (только кудрей до попы не хватает) – ново, ничего не скажешь. Пафосные речевки в стиле «давайте резать богатых и сытых» в исполнении Лютого звучат, казалось бы, достоверно, если не вспоминать о личности режиссера Бондарчука, не последнего человека в новейшей истории зарождения гламура на Руси. Вот интересно: он сам на площадке показывал, как это нужно сыграть?

Сюжетные линии жалко и беспомощно провисают в воздухе. Судите сами: Джоконда (Константин Крюков) у нас по сюжету художник, в учебке выясняется, что именно поэтому (глазомер хороший) он еще и снайпер. Выявлению снайперства посвящен целый эпизод. Казалось бы, применение этому просто обязано найтись в дальнейшем ходу пьесы. Но нет, ружье, висящее на сцене в первом акте не то, чтобы не стреляет, оно элементарно испаряется. И вопросов подобных множество. Зачем вернули Пиночета в 9-ую роту? С какой целью появился среди своих контуженный Ряба? Дайте ответ! Не дают ответа.

Зато охотно отвечают про другое. Про звук — дескать, сводили на Западе, использовались пленки, отнятые у душманов – последние, оказывается, без диктофонов и магнитофонов в бой не ходили. Сомнительность такого решения оставим на совести авторов, заметим лишь, что ни один из эпизодов фильма, даже с самым пятиканальным звуком, не заставит вас поменять свое расположение в кресле. Про спецэффекты – «ну не было у нас такого раньше!» Возможно и не было, но. Факт, что скоро появятся (это раз), и все это мы уже многократно видели у того же Скотта несколько лет назад (это два). Новаторство сомнительное. Сомнительнее всего, однако же, пресловутая историческая достоверность. «Основан на реальных событиях» — формулировка вполне себе рассыпчатая. Но если? К примеру, голливудский «Враг у ворот» хотя бы количество подбитых снайпером Зайцевым фашистов указывал точно, то в «Роте» путаница с главным – с фактами. Не нужно быть историком, чтобы узнать: из 9-ой роты (настоящей, без кавычек) погибли шестеро. Из тридцати девяти человек. У Бондарчука только в первые минуты боя на экране гибнет человек 10. Сам бой, кстати, смотрится как сэмпл, поставленный на repeat.

Нужно, наверное, еще сказать про любовную линию. Но не буду. Лично мне сцена со стахановкой-Белоснежкой показалась отвратительной. Актриса – никакая. Напрочь. Остальные же актеры вполне органичны, разве что Пореченков-прапор уж чересчур «дурак». А так – нельзя не поздравить отечественный кинематограф: теперь у нас есть свой Джуд Лоу (да, я о Крюкове).

Бондарчук обещал нам «большое кино». Его мы и получили. Большое, рыхлое, местами совсем уж невкусное, редко – честное, очень редко – пронзительное, еще реже – самостоятельное. Типичный блокбастер. Что же. Наше время обгонять пока еще не пришло. Хоть догонять перестали – и то ладно.

А правду, Федя, говорить иногда просто необходимо. Надо, Федя. Надо.
P.S. Спасибо, что хоть без продакт-плэйсмента. Вряд ли «Беломорканал» и «Родопи» внесли хоть какую-нибудь ощутимую лепту в бюджет.
Полная версия сайта