Рецензия на фильм «Дневная красавица»

 

Режиссер: Луис Бунюэль

В ролях: Катрин Денёв, Жан Сорель, Мишель Пикколи, Женевьев Паж, Пьер Клементе, Франсуаза Фабиан, Маша Мериль

Автор: Анатолий Филатов
«Дневная красавица», двадцатый фильм в списке ролей Катрин Денев, бескомпромиссная пощечина нравам европейской буржуазии конца 60-х, может оказаться своего рода шоковой терапией для не слишком подготовленного зрителя наших дней. Кино, мягко говоря, изобилует более чем откровенными сценами, которые, может быть, и не произведут впечатления на generation YouTube, но уж точно стали бы точкой отсчета в жизни их предков, придись им увидеть его вместе со всем остальным миром, в 1967году. Официально признанный шедевром эротического кино, фильм, в продюсерах которого значатся как французские, так и итальянские (то есть, согласно общепринятому мнению, знающие толк в любви лучше всех прочих на планете) имена, «Дневная красавица» — кино, пропитанное ядовитым бунюэлевским сарказмом настолько, что, кажется, не заметить его разрушительной силы просто невозможно. Так что можно смело предположить, что партийные вожди СССР, отправляя фильм в закрытые заповедники Госфонда, с удовольствием отмечали его верную идеологическую составляющую.

Молодая жена Северин Серизи, устав от добропорядочности и презрев похожие друг на друга, как две капли воды, мирные дни с законным супругом Пьером, решается на преступление против официальной морали. Не ведавшая отказа и не нуждающаяся ни в чем, она устраивается на работу в элитный публичный дом – «заведение мадам Анаис». Поделив свою жизнь на две части, она, оставаясь в глазах мужа типичной для своего времени домохозяйкой, выходит на работу после полудня, за что и получает от завсегдатаев борделя прозвище «Дневная красавица». Муж ни о чем не подозревает, клиенты в восторге – мадам редкой красоты, страстна и готова исполнить любой каприз, чего еще желать? – но сама Северин все меньше и меньше понимает, чего, собственно, хочет в этой жизни – от семьи, от мужчин, которых все больше, в конце концов, от себя самой. Развязка не заставляет себя долго ждать.

Тому, с какой силой Луис Бунюэль ненавидел европейское общество 50-60-х, можно лишь позавидовать, с оттенком уважения, так, как всегда восхищаешься силой и страстью самых искренних чужих побуждений. Прогнившую и лживую мораль, с которой он сражался до поры до времени бок о бок с верным соратником — гениальным сумасбродом Дали, не обличал в то время разве что ленивый, но мало у кого это выходило столь изобретательно и, что ли, наглядно. По версии Бунюэля, разврат настолько проник в саму плоть «старой матушки Европы», что уже и домохозяйки, венчавшиеся в церкви дамы высшего света, разве что не принимающие ванны из шампанского, готовы отдаваться неизвестным мужчинам за деньги, лишь бы выпустить на свободу свою греховную дьявольскую сущность.

Круговая порука, заговор молчания, вовремя закрытые глаза, умение не замечать и не болтать лишнего, — все это, скрытое до времени под мантией добропорядочности, не может не привести к трагедии, краху сознания и обесцениванию морали вообще. В лице Северин Бунюэль выносит приговор не обществу даже, а представлениям общества о нем самом: все уже давно лишь пепел да пятна спермы на мокрых от пота простынях, вот вам ваше обывательское счастье. Поиск свободы, в тех случаях, когда он идет не от чистой души, а является всего лишь стремлением скучающих буржуа, есть лишь поиск греха, раковая опухоль псевдонравственности, тяжелым камнем тянущая слабых духом в бездну.

Впрочем, несмотря на всю глубину авторского замысла и мастерство его воплощения, «Дневная красавица»и в наши дни все равно остается «Эротическим шедевром Луиса Бунюэля», с Катрин Денев, так умело и чарующе спрятавшей плоть греха под карнавальной маской благочестия, в главной роли. Тот редкий сейчас, но бывший в порядке вещей в 60-е случай, когда авторское кино можно смотреть так, как хочешь сам, а не изо всех сил стараться увидеть в нем лишь то, что пытался донести автор.


Полная версия сайта