Несгибаемый Бен

Рецензия на фильм «Больше Бена»

 

Режиссер: Сьюзи Хэйлвуд

В ролях: Андрей Чадов, Бен Барнс, Овиду Матесан, Эндрю Байрон, Хиро Файннс-Тиффин, Джефф Мирза, Теренс Андерсон, Эми Де Брюн

Автор: Алексей Коропский

Самое, наверное, главное преимущество, а вместе с тем и приятное свойство инди-кинематографа — это отсутствие безусловных ориентиров, в сравнении с которыми получает оценку каждый новый фильм. В коммерческом кино ведь как: вышли какие-нибудь «Трансформеры», а потом к каждому новому CGI-фильму задается главный (а иногда и единственный) вопрос: «Графика круче, чем в „Трансформерах“?». Каждая лента от независимого кинематографа же, наоборот, является самоценностью и, пардон, оценивается независимо (вновь, пардон). Это, впрочем, не отменяет возможности проведения параллелей с другими фильмами и прочими проявлениями творческой активности признанных и непризнанных гениев, но чаще всего эти параллели остаются глубоко личными для каждого конкретного зрителя (читателя, слушателя и т.д.).

Фильм «Больше Бена» — хорошее инди-кино. Инди-кино вообще редко бывает плохим, оно либо хорошее, либо непонятное, либо вообще мусор, а вот о «плохих инди-фильмах» слышать не доводилось. Конечно, обязательно найдутся люди, которым и «Больше Бена» покажется непонятным — традиционная статистическая погрешность, но вряд ли кто-то отправит этот фильм в мусор, а, значит, других вариантов не остается.

Первое, чем подкупает «Больше Бена» — правдивость. Без фальши, пафоса, наигранности и прикрас, лишь с легкой долей юмора нам рассказывают лишенную гламура историю двух непростых московских парней, польстившихся на огни еще большего города. Да и цель-то какая изначально была — заработать денег, чтобы «поднять» свою группу, а значит творить, создавать, самовыражаться через музыку и даже, наверное, доносить свои мысли и идеи до широкой аудитории. Но, как часто это бывает, начальная благородная цель забылась, была заслонена насущной потребностью выживать в чужой безразличной среде. И в это нельзя не поверить: нельзя не поверить в сторчавшегося от слабости характера друга, нельзя не поверить в когда-то гордого скина-подонка, радующегося обоссаной каморке и работе посудомойки. Каждый большой город — антропофаг и он пожирает без разбора всех, кто не может от него откупиться деньгами, невзирая на цвет кожи, возраст, национальность и принципы. Это аксиома. Да кто ж учится на чужих ошибках…

Продолжая игру, предложенную в названии «Больше Бена», можно уверенно утверждать, что по большому (или большему?) счету фильм «сделали» три Бена: Биг-Бен, как символ Лондона в целом, Бен Барнс, исполнитель одной из двух главных ролей, и оператор Бен Моулден. Последний порадовал нетривиальными планами и виртуозной игрой с фокусом. Многие кадры выстроены так, что не просто акцентируют взгляд на том или ином персонаже или объекте, но своим символизмом дополняют историю, говорят параллельно закадровому голосу, нужно лишь видеть и понимать. Второй Бен, Барнс который, поначалу казался всего лишь блестяшкой, приманкой для аудитории (хотя бы тех же девчонок, которые вздыхали по смазливому принцу Каспиану известно где), но в деле проявил себя как яркий и неоднозначный актер, локомотивом продвигая фильм. Ходят слухи, что даже его «русский акцент» практически неотличим от настоящего — нам сложно это оценивать, ведь в России «русского» Барнса аккуратно дублировали чтобы еще сильнее оттенить языковую разницу. Наш соотечественник Чадов, который не «опять этот Чадов», а его брат Андрей, практически не отстает от своего заокеанского коллеги, но все же разница в уровне, пусть и не очень большая, ощутима.

Ну и, конечно же, Лондон. Как и полагается, он стал здесь третьим главным персонажем. Но не тот Лондон, который «из зе кэпитал оф зи юнайтид киндом» с цветных картинок в учебнике английского языка за пятый класс, а правдоподобный, с грязью и граффити, иммигрантами и наркотиками наравне с достопримечательностями и цветущими клумбами. И пусть города как такового в кадре не очень много, в «Больше Бена» он присутствует незримо, ощущается повсюду, довлеет и прямо влияет на все происходящее.

«Больше Бена» — фильм художественный, хоть и имеет под собой почти документальную основу, но это не мешает ему быть жизненным и, как уже упоминалось, правдивым (ну, хотя бы правдоподобным). О чем он? Грош цена была бы фильму, если бы на этот вопрос можно было ответить одним словом: это картина о дружбе, морали и моральных ценностях, силе и слабости характера, целях и надеждах, о расизме и наркотиках… «Больше Бена» фильм непростой. Наверное, в чем-то он даже поучительный для тех, кто в поисках лучшей жизни забывает, что лучшее — враг хорошего. В общем, как и всякое независимое кино, это — попытка людей, которым есть, что сказать, донести свои мысли до максимально большой аудитории. А прислушиваться к этим мыслям или нет — решать уже самой аудитории, каждому зрителю самостоятельно.

Другие рецензии:  Анатолий Филатов,
Полная версия сайта