Рецензия на фильм «Носители»

 

Режиссер: Алекс Пастор, Дэвид Пастор

В ролях: Лу Тэйлор Пуччи, Крис Пайн, Пайпер Перабо, Эмили ВанКамп, Кристофер Мелони

Автор: Анатолий Филатов
В одном из писем к дочери граф Александр Суворов предостерегал ее от излишнего общения с людьми, злоупотребляющими собственным остроумием, — мол, зачастую они оказываются «весьма извращенных нравов». После просмотра «Носителей» волей-неволей хочется последовать совету великого и мудрого полководца: несмотря на внешнюю незатейливость и простоту, фильм оставляет исключительно гнетущее впечатление, так что ерничанье лучше приберечь для лучших времен. Тем более, что за этой самой простотой подчас чрезвычайно сложно разглядеть настоящую извращенность.

Для начала следует признать: нас опять обманули. Заявленный как хоррор, «Носители» на деле не испугает и младенца, и, будучи внешне и обманчиво схожим с такими видными представителями жанра как «28 дней спустя» (явная удача) и «Вторжение» (абсолютный и безоговорочный провал), на самом деле оказывается куда ближе низкобюджетным, но качественным молодежным триллерам вроде той же приснопамятной «Ямы». От этой вот ямы и будем плясать.

Вообще, «Носители» сильнее всего напоминает облаченную в острый сюжет философскую притчу, нежели классический триллер. Два брата условно студенческого возраста – Брайан и Дэнни – едут через полстраны на заброшенный пляж, памятный им по беззаботным детским временам. Между тем, вовсе не отдых на природе является их целью. Страну выкашивает мощнейший вирус, спасения от которого ученые просто не успели найти до того, как заболевание приобрело характер национального бедствия, опустошив города и целые штаты.

Инфицируемость при физическом контакте с больными стопроцентная, как и смертность в дальнейшем. Братья не одиноки: с ними подружка старшего и неизвестно откуда прибившаяся девчушка, которая вроде бы симпатизирует младшему. Впрочем, при сложившемся раскладе ей больше все равно ничего не остается. Оставшись без бензина, путешественники идут на уступки и нарушают табу: берут в просторную машину еще одно семейство, отца с крохотной дочкой. Дочка больна. Как и любое правило на свете, это, оказавшись нарушенным, повлечет за собой лавину последствий, непредсказуемых, неожиданных и смертельных.

Вообще, фильм снят с очевидными нарушениями законов жанра. В возникновении и распространении вируса, кажется, вообще никто не виноват: авторы не катят ни на правительство, ни на военных, ни на взбесившихся животных, и даже инопланетяне – вечные злокозненные недруги обреченного человечества – на удивление оказываются не при чем. Главные герои тоже не задаются подобными вопросами: им гораздо важнее спасти свою шкуру раньше, чем из ушей, ноздрей и глаз потечет кровь. Зритель, таким образом, оказывается помещен в изначально враждебную среду наряду с персонажами, ему известно не больше, чем им самим, а все предположения и догадки не находят ни малейшего подтверждения, оставляя простор для полета творческой мысли, основанной на насмотренности в кино схожей направленности. Это невероятно отрезвляет и в то же время пугает несравнимо больше, чем если бы речь шла о банальных инопланетянах.

За все время своих странствий наша компания, а вместе с ней и мы сами, лишь один-единственный раз встретится с неким подобием абстрактного прогосударственного зла – остатками безымянного отряда сухопутных войск США. При ближайшем рассмотрении, впрочем, выясняется, что эти недобитки – такие же мародеры и бесславные ублюдки, как и наши герои, с той единственной разницей, что в руках у них автоматы, а на теле – костюмы радиационной защиты. Вот и вся разница, которой иногда оказывается и необходимо, и достаточно. Куда большую опасность таят в себе враги неочевидные – мирные жители, например: истые демоны, накинувшие разнообразия ради личины двух теток бальзаковского возраста. Или Доктор, вызывающий полузабытые ассоциации с персонажами «Гадких лебедей» Стругацких, со своим детским госпиталем, в котором лекарств только два — бром и цианид.

Страшнее всего то, что философию этого врачевателя объяснить, понять и принять очевидно легко: малыши все равно обречены, так чего ради строить из себя Шиндлера пополам с Янушем Корчаком и растягивать их страдания? Подобные дилеммы встречаются в «Носителях» на каждом шагу, истеричная напускная веселость героев сменяется паникой, что только нагнетает обстановку, и хотя полностью забыть о том, что перед тобой весьма гладкий по самой своей сути голливудский триллер, все равно не получается, скупость изобразительных средств делает свое дело. Эта атмосфера проникает внутрь с экрана, пусть и не заполняя зрителя полностью, но отравляя его дальнейшее существование мыслями о том, смог бы он перешагнуть через любовь или кровные узы ради мимолетной надежды остаться в живых?

Здорово, что «Носители» на поверку оказались совсем не хоррором: их в последнее время и так хватает. Зато осознание того, что билетов в Теплый Край хватит далеко не всем, подстегивает лучше любой плети.


Полная версия сайта