Рецензия на фильм «Восток-запад»

 

Режиссер: Режи Варнье

В ролях: Сандрин Боннэр, Олег Меньшиков, Сергей Бодров-мл., Татьяна Догилева, Катрин Денев, Атанас Атанасов, Франсуа Карон, Валентин Ганев, Богдан Ступка, Рубен Тапьеро, Эруан Байно

Автор: Анатолий Филатов
«Восток-Запад», в свое время успешно прошедший на кинофорумах Торонто и Локарно, номинированный на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», не стал подлинной сенсацией 1999 года, но, тем не менее, оказался символом своего времени, кульминацией развития сложных и запутанных отношений европейского и российского кинематографов на переломе веков и, если верить календарям, даже тысячелетий. Не слишком большая, но от того не менее яркая роль Катрин Денев в этом фильме, занявшем в ее фильмографии место аккурат между «Полой Икс» и «Танцующей в темноте», куда более нашумевшими, чем социальная драма Режиса Варнье, занимает в сердцах отечественных киноманов особенно теплый уголок.

Это и неудивительно: в составе интернациональной съемочной команды, работавшей над фильмом (Франция, Россия, Испания, Болгария), едва ли не самое видное место досталось нашим соотечественникам. На экране – Олег Меньшиков, Татьяна Догилева, Сергей Бодров-младший, практически родной Богдан Ступка. За кадром – Рустам Ибрагимбеков, Сергей Бодров, гений постановки Владимир Светозаров. Таким образом, выбор «Востока-Запада» в качестве своего рода «визитной карточки» для визита Катрин Денев во Владивосток случайным назвать никак не получится.

Кино о крахе надежд обманутого поколения, вынужденного обходиться без родины, но не способного забыть о ней, «Восток-Запад», казалось бы, не говорит отечественному зрителю о трагическом периоде жизни послевоенного СССР ничего нового. Действительно, вряд ли тонкий и изысканно сентиментальный европеец Варнье смог бы донести до россиян конца 90-х жестокую правду об искалеченном войной Союзе, распиленном Берлине, едва-едва почувствовавшей запах свободы Франции. В конце концов, к этому времени фильмов об ужасах и кошмарной агонии, предшествующей концу режима «отца народов» товарища Сталина, было снято уже немало. Фокус в том, что Варнье и не пытался играть на чужом поле. Заручившись поддержкой российских сценаристов, он создал на экране чувственную историю любви, для которой не существует ни границ, ни расстояний, ни железных занавесов, ни унижения пополам со страданием. «Восток-Запад», возможно, и оказался куда более «мело», чем «драмой», но от этого, поверьте, никто не почувствует себя обиженным.

Той любви, которой исполнена жизнь главных героев – Алексея и Мари, – можно лишь завидовать. Она, выброшенная причудливыми волнами жизненных перипетий на берега чужого и чуждого ей государства, не может вернуться домой, вынуждена терпеть бесконечные оскорбления и каждый день терять надежду на обретение счастья, терять веру в самого близкого человека на свете – собственного мужа, ради бегства из капкана по имени «одна шестая суши» готовая даже на роман с молодым соседом (блестящая и очень емкая роль Сергея Бодрова-младшего). Пройдя, таким образом, круги ада, находясь на грани срыва, она получает от Алексея желаемое, бесценный дар, благодарить за который невозможно, а можно лишь принять. Головин, в котором она уже практически разочаровалась, оказывается настоящим вершителем ее судьбы, мужчиной, способным на главный поступок в жизни, и, что самое главное, готовым на этот поступок ради чести, верности и любви. Такого подарка заслуживает каждая женщина, и лишь вселенская несправедливость виной тому, что немногие избранные все же получают его при жизни.

«Восток-Запад» – неторопливое, медлительное, несколько даже «заторможенное» кино. Смотреть его с легким сердцем – практически невозможно, да и не стоит, наверное, подходить ко всем фильмам на свете с легким сердцем. Но светлая печаль, мотивы то ли Бунина, то ли Пастернака, здесь различимы настолько отчетливо, что не поддаться этому настроению и не отдать себя ему – практически невозможно. Достойный фильм о самопожертвовании, не рафинированный, не пришедший с «темной стороны», не выворачивающий наизнанку и без того кровяную душу, но все-таки – отличное кино.


Полная версия сайта