Рецензия на фильм «Враг государства №1»

 

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

В ролях: Венсан Кассель, Сесиль Де Франс, Жерар Депардье, Рой Дюпуа, Жиль Лелуш, Элена Анайа, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Флоранс Томассен, Шон Жерардо

Автор: Анатолий Филатов

Более всего жаль тех людей, которые, благодаря стараниям тайного ордена кинопрокатчиков России, сочтут (и не без оснований), что «Враг государства №1» — это ремейк голливудского боевика с очаровашкой Уиллом Смитом. Сочтут и пройдут мимо: слишком мало рекламы, слишком невнятное позиционирование, полное отсутствие внятного промо. Что там эти французы еще наснимали, даже Бессона на постерах нет. Между тем, «Враг…», который на самом деле вовсе даже и «Мезрин: инстинкт убийцы», не имеет со случайным тезкой ничего общего. Более того, доведись им встретиться в темном переулке, американцу бы немало повезло, если бы он выполз оттуда всего-навсего без зубов, со спущенными штанами и двумя-тремя огнестрелами в области паха. Жак Мезрин (Венсан Кассель) словно взял все самое лучшее из «Пристрели их!», «Адреналина», french-rap, игровой серии Grand Theft Auto и криминальных бульварных романов в мягкой обложке. С одним только отличием: этот парень был на самом деле.

Без полного погружения в контекст довольно затруднительно судить, насколько перед нами байопик, а насколько – криминальный боевик. В одном сомневаться не приходится: снято все с неслыханной дерзостью, а лестная поговорка balls of steel подходит персонажу Касселя больше, чем всем героям crime action последнего года, вместе взятым. Толерантностью здесь и не пахнет, и в этом великое счастье: авторы откровенно издеваются, вначале щекоча полуголого араба полуметровым ножичком по пузу, а чуть позже – закапывая его заживо в сарае.

Невольно затрагивается и актуальная тема финансового кризиса: по расписанию и зову души Мезрин вскрывает приблизительно по два банка в сутки, тем самым обваливая и без того не самую здоровую экономику. Даже сексизму открывается зеленая улица: в перерывах между воровством и убийствами (чтобы понять, какое место им отводится в фильме, офисному планктону предлагается сравнить первое с кофе, а второе – с бесконечной болтовней в instant messengers, и тогда все станет на свои места) Мезрин не стесняется брать бабло у своей подруги. Естественно, как истинный джентльмен, он делает это не просто так, но предварительно отфачив (простите, дамы, но в этом случае другой лексемы и не подберешь) ее так, что по своему состоянию несчастная/счастливая девушка приближается к тем самым сотням мертвых легавых, которых он уже оставил за собой.

Практически любой взятый с потолка герой боевика, будь он изначально положительным или, что нам более по нраву, отрицательным, по сравнению с Жаком Мезрином смотрится в лучшем случае старшеклассником, в худшем – выпускницей института благородных девиц. Для Касселя это абсолютное попадание в геометрический центр яблочка на мишени: учитывая то, что вторая часть «Врага…» вовсе не за горами, а опубликованная биография (к слову, написанная самим Жаком) стоит пары сотен «Антикиллеров», работы впереди – непочатый край.

Не стоит, вероятно, заострять внимание на том факте, что «Враг…» — удивительно стильное кино, пусть даже страной-производителем значится Канада, а не Франция. В самом деле, когда напрочь отмороженный боевик едва ли не начинается сценой гибели главного героя, удержать зрителей у экранов получится только у суперпрофи. В нашем же случае посягательств на побег из кинокресел быть не может по умолчанию, по крайней мере, у мужской половины аудитории. Видите ли, приблизительно с третьей минуты фильма появляется непроходящее и очень отрезвляющее ощущение, что чья-то крепкая рука со стальными пальцами намертво вцепилась в самые яйца, да так, что сама мысль об уходе автоматически приравнивается к суицидальному настроению.

Мы совсем не будем говорить, насколько это морально, – снимать аутентичную биографическую ленту о тернистом пути преступника №1. Как раз потому, что это – абсолютно морально, гораздо моральнее (если у этого понятия вообще есть превосходная степень), чем забывать его имя, предав анафеме. Мезрин в фильме своего имени – настоящий ублюдок, бездушный, бессовестный и с отбитыми мозгами, которых, однако, хватает на уместную цитату из Де Голля. Этим и прекрасен. В конце концов, для тех, кто любит мужчин в красивых костюмах, убивающих по лицензии, всегда найдется новый «Бонд». Все, кто заявят обратное, — ханжи, а с ханжами у Жака Мезрина разговор короткий.

Ну и без Депардье тоже не обошлось.

Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта