Рецензия на фильм «Ирония судьбы. Продолжение»

 

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В ролях: Константин Хабенский, Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Виктор Вержбицкий

Автор: Анатолий Филатов

Честно говоря, говорить о всех этих Лукашиных, Шевелевых, Ипполитах и Ираклиях, старых и новых, молодых и старых, лысых и с кудрями, озорных и жалких, отличниках и заряженных лузерах, сейчас нет ни времени, ни особого желания. В конце концов, единственный по-настоящему животрепещущий вопрос, возникающий в связи с фильмом Тимура Бекмамбетова, это «Соберет ли он намеченные 50 миллионов нерусских денег, застолбив рекорд на долгие годы?». А если кого-то и в самом деле интересуют путешествия из Петербурга в Москву и обратно под Новый год, то советуем повнимательнее оглядеться по сторонам. 

1999 год. Елки, мандарины, оливье, телевизор. Однако, самая главная ирония судьбы в телепрограмме не значится. Неизвестно, была ли у Владимира Путина с друзьями традиция ходить в баню. Осмелимся предположить, что была. Ибо в нашей с вами стране удивительные путешествия из города-на-Неве в город-на-семи-холмах, впрочем, как и противоположные, принято объяснять только такими трансцендентальными причинами. 

Оп! И ты уже в незнакомом (но пришедшемся очень впору) тебе кабинете, чувствуешь себя, как дома, препираешься с законными хозяевами, хитроумно и смекалисто изгоняешь с горизонта соперников, и, судя по всему, надолго прописываешься в новой квартире. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»,— брезгливо заявляет обиженный Богом Женя Лукашин и начинает давать советы. «Какая гадость эта ваша несуверенная демократия!», — как бы сказал Владимир Путин и начал строить свою. 

И чем, как не иронией судьбы, можно объяснить тот факт, что сейчас, спустя 8 лет – а для страны это примерно то же самое, что и 35 для кинематографа – история повторяется, но только уже с молодыми актерами. Снова транзит двух столиц, снова под Новый год, снова никто его не звал, он сам пришел. Традиция у них такая. С друзьями. Весь в «папу». Терпи, Надя. Кажется, это судьба. Какое тут кино, господин Бекмамбетов, тут и Завулон с Гесером рядом не паслись. 

Сиквел, которому достались в наследство от мертвого осла уши, то есть, самое главное – сюжетный хребет и общие расклады, — вполне хорош и сам по себе. На зоне, как говорят бывалые люди, ходила такая поговорка: «Если зайца долго бить, можно научить курить». Чем мы лучше зайцев? Если каждый год в одно и то же – самое праздничное! — время показывать один и тот же фильм на протяжении нескольких десятков лет, то вы его неминуемо полюбите. В лучшем случае, обречены на легкую симпатию. Попробую, однако, объяснить. 

Сложно представить, какое влияние оригинальная «Ирония» оказала на страну, воспитав поколение закомплексованных женщин, запрограмированных на неудачную любовь настолько, что готовы отказаться от журавля в руках ради плешивой синицы в небе под кошмарную песню со словами «Если вы не живете, то вам и не умирать». Уж лучше бы «Джингл беллз».

Про мужчин, которым как бы говорят: «Пейте, пейте побольше, вдрызг, до свиней, чертей и соплей, и тогда вы проснетесь рядом с шикарной блондинкой и будет вам вдобавок к московской еще и квартира в Питере!», даже как-то совестно упоминать. Но полюбили же? 

У Бекмамбетова все проще, яснее, дороже, и, что немаловажно, смешнее. Зал в кино смеется даже тогда, когда, казалось бы, силы уже должны закончиться. Повинен в этом и блестящий дуэт Хабенский-Безруков, и куча второстепенных диких персонажей – от Великого, кроме шуток, Актера России Михаила Ефремова до Вилле Хаапсалло в привычной роли пьяного финна. Старики тоже особо не лажают, смотреть на них, даже зная, что Белявский, к примеру, даже не смог сам озвучить своего персонажа, а Барбара Брыльска спивается, все равно приятно. И воспоминания тут не при чем, просто есть такая вещь – крепкий сценарий. 

Надя-младшая в исполнении дочери Михаила «Каналья!» Боярского Лизы, правда, почти не играет, но с таким экстерьером играть вообще ни к чему. Диалоги на цитаты, пожалуй, не разойдутся, да и слава Богу. На красивой картинке красивые люди делают нам красиво и смешно. В конце концов, из сюжета о том, как одна баба предпочла пьяного мужика трезвому и богатому, пусть и говорящему с телефоном больше, чем с ней, не стоит делать культа. 

С культами вокруг путешествий из Петербурга в Москву вообще надо осторожнее. 

P.S. Здесь нет ни слова про продакт-плейсмент, потому что все люди, которые пишут о нем в кинорецензиях, получают процент от рекламного бюджета.

Другие рецензии:  Алекс Экслер,
Полная версия сайта