Рецензия на фильм «Дитя тьмы 2009»

 

Режиссер: Хауме Коллет-Серра

В ролях: Вера Фармига, Питер Сарсгаард, Изабель Фюрман, Карел Роден, Эриана Энджинир, Джимми Беннетт, Лорри Эйерс, ККХ Паундер, Марго Мартиндэйл, Розмари Дансмор, Мэттью Родсепп, Эндрю Шэйвер

Автор: Анатолий Филатов

Триллер, маскирующийся под хоррор «Дитя Тьмы» в России вышел в самый неудачный момент из всех возможных. Аккурат после кошмарного (не в том смысле, в котором нужно было бы) «Дела №39», благодаря которому (и Рене Зеллвегер в частности) у нас еще очень долго будут относиться к лентам формата «child-killer» c глубочайшим пренебрежением. В подавляющем большинстве случаев, впрочем, совершенно оправданным, но только не в этом. Сногсшибательными открытиями и новыми жанровыми высотами «Дитя», конечно, не порадует (да и сложно это сделать в 2009 году в таком узкоспециализированном жанре), но свое место в душах и на полках ценителей займет наверняка: уж очень тщательно и даже творчески подошел режиссер к такому прекрасному явлению как «маленькая аутичная девочка с молотком в руках забивает половину окружающих».

Папа (абсолютно такой же напыщенный слепой идиот, как и персонаж Марата Башарова в отечественной «Юленьке») и мама – добрая и симпатичная алкоголичка – отправляются в детдом за новым ребенком. Последнего благодаря маминым привычкам они потеряли еще до родов, так что намерения, в принципе, вполне объяснимы – стресс, депрессия, все дела. То обстоятельство, что вполне живых и даже частично здоровых (младшая дочь – глухонемая) детей у них все равно остается двое, семейную пару нисколько не смущает. Из всех детенышей папа, ведомый неведомыми чувствами, сразу же выбирает 9-летнюю Эстер — улыбчивого аутенка без друзей, зато с творческими навыками. Мама, словно нехотя, соглашается. Одинокую Эстер, у которой на всей Земле совсем никого не осталось, оперативно отгружают и, не обращая внимания на странный факт отсутствия у нее каких-либо документов, кроме свидетельства, что родом она из России, привозят в новую семью. Вскоре, как это водится, вокруг начинают умирать и калечиться люди.

Хаум Сера, конечно же, очень большой молодец, что было заметно еще по пробитой стальной арматуриной хилтоновской голове. «Дом восковых фигур», формально также проходящий по хорровскому ранжиру, являлся, по факту, остроумной пародией на все слэшеры последнего времени, чем и заслужил свою дозу любви. Но в тот раз над режиссером стояли продюсеры исключительно голливудского толка, что и обусловило определенный перекос в сторону самого объекта насмешек. На этот раз Сере повезло: самое деятельное участие в фильме приняли европейские студии (хотя без США тоже, конечно, не обошлось), так что и с актерами, и с традициями в фильме все в порядке. Питер Сарсгаард, Вера Фаминга, Изабель Фюмер – исключительно крепкие лицедеи, команда из них получилась отличная, а прекрасные и в кои-то веки достоверно-человеческие диалоги украшают каждого из персонажей (ну, кроме глухонемой крошки Макс/Арджинии, конечно), заставляя доверять их личинам.

Фильм, пожалуй, сложно назвать поистине кошмарным, но истерично-пугающим – вполне. Дети, ломающие кости себе и другим, корчащиеся в припадках, закатывающие истерики и ведущие себя прочим непотребным образом, — это, в конце концов, всегда страшно, и предельный натурализм «Дитя тьмы» в результате дает сто очков вперед и «Нерожденному», и «Делу №39» (пропади оно пропадом), и, разумеется, «Омену 666» (хотя с этим-то справиться вообще не сложно). Сера прекрасно это понимает: своры адских псов и демоны-мамоны, равно как и пропущенные звонки с синелицыми темноволосыми крошками, ему совсем не нужны, он обходится совсем другим набором. Психические отклонения, физические увечья, вредные привычки в его версии — совсем не у тех, на кого обыватель склонен грешить в первую очередь. Для того, чтобы сломать вашу жизнь, демону совершенно необязательно вырываться из пекла (читай мифологию «Константина»), а дьяволу – подписывать дурацкие кровавые контракты. Демоны – они обычно внутри, и не какой-то там Геенны огненной, а нас самих, так что приглядываться стоит в первую очередь к зеркалам, а прислушиваться – к вечерним исповедям.

Саспенс в случае с «ДТ» получился, конечно, весьма специфическим – слишком сложно уже удивить зрителя таким внешне избитым комплектом – но насыщенным. Игра на контрастах («девочка/не девочка», «сестра/чужая», «апатия/истерика») – занятие весьма рискованное, однако профессионал, знающий прикуп, легко может достичь в ней замечательных успехов. И пусть даже все затевалось лишь ради концовки (вот уж где не написали «основано на реальных событиях», а зря, между прочим – при всей ее относительной фантастичности, верится в нее куда сильнее, чем это обычно бывает в подобных случаях), нестрашно. Страшно другое. И вот это – просто замечательно.


Полная версия сайта