Рецензия на фильм «Рок-волна»

 

Режиссер: Ричард Кертис

В ролях: Джемма Артертон, Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Эмма Томпсон, Риз Айфэнс, Кеннет Брана, Ник Фрост, Дженьюэри Джонс, Ральф Браун, Рис Дарби, Джек Дэвенпорт, Талула Райли, Кэйти Лайонс. Русский дубляж: Сева Новгородцев, Роман Трахтенберг, Сергей Стиллавин, Тутта Ларсен, Антон Комолов, Ольга Шелест

Автор: Алексей Коропский

«Рок-волна» обречена стать культовым фильмом: для сотен тысяч людей, знающих значение аббревиатур DX и CB, называющих себя диэксистами (диэксерами) и сибишниками; для миллионов фанатов классического рок-н-ролла, конечно же, знающих его историю; для несчетной армии поклонников великолепного английского кино. Ведь «Рок-волна» — это фактически первый художественный фильм, рассказывающий о такой важной вехе в развитии рок-музыки, как пиратское радиовещание.

Ситуация с музыкальным вещанием в Великобритании шестидесятых годов была очень похожей на современное положение дел в этой области в России: тотальное засилье попсы всех видов, нищей духом и убогой по содержанию, и практически полное отсутствие в эфире альтернативной, интересной, талантливой музыки. Но тогда в Англии произошло то, что в корне изменило ход музыкальной истории, и что совершенно невозможно в условиях нашей современности — поднялась волна пиратского радиовещания. Сейчас это выглядит как романтический подвиг: установить необходимое оборудование на корабль или самолет, выйти в нейтральные воды, либо часами кружить над городами, и вещать именно ту музыку, которую считаешь «правильной». Но все было именно так. У них не было лицензий, но были горячие сердца и сильное желание восстать против «системы», показать и сделать «как надо». И они сделали — миллионы людей ежедневно настраивали свои приемники на частоты этих радиопиратов, лишь чтобы услышать по-настоящему стоящую музыку, рекламодатели несли им деньги, и постепенно пиратские радиостанции возглавили рейтинги популярности. Правда, подобные романтическо-бунтарские авантюры, как правило, быстро заканчиваются, разбившись о ту самую «систему», против которой они восстают. Конец эпохе британского пиратского радио положил «Акт о противозаконности морского радиовещания», но процесс проникновения рок-н-ролла в массы уже был запущен и ничто бы его не остановило.

Почему Ричард Кёртис, человек, стоящий за спиной Мистера Бина и Бриджет Джонс, автор «Реальной любви», взялся именно за эту тему, сказать сложно. Вообще, выглядит вопиющей несправедливостью, что до него никто и не задумывался о том, чтобы снять кино о тех великих временах, учитывая, насколько переломными они были в истории популярной музыки. Но сам Кёртис, скорее всего, снял «Рок-волну» исключительно из сентиментальной благодарности — ведь наверняка он и был тем самым десятилетним мальчонкой, прятавшим под подушкой радиоприемник, чтобы засыпать под The Who, Джими Хендрикса и The Kinks на волнах пиратского радио «Кэролайн» в далеком 1966-м. А в том, что в фильме рассказывается история именно этой радиостанции, пусть и под названием Radio Rock, сомнений нет никаких.

Легендарное Radio Caroline было крупнейшей, самой популярной и самой долго живущей пиратской радиостанцией британских островов (она, кстати, существует и по сей день). Именно радио «Кэролайн» стало в середине шестидесятых ежедневным проводником в мир рок-н-ролла для миллионов (и это не преувеличение) жителей Великобритании и Западной Европы. И пусть «Рок-волна» фильм художественный, а, значит, априори рассказывает о вымышленной пиратской радиостанции, вроде как неком собирательном образе, да и финальные события фильма слегка расходятся хронологически с аналогичными событиями в судьбе «Кэролайн», слишком многое в картине прямо указывает зрителю — да, это Radio Caroline.

Особенное место в фильме занимает, конечно же, музыка. Все лучшее и любимое из той золотой поры. И пусть мы, люди родом из страны Советов, об этой музыке узнали значительно позже (кроме тех отважных радиолюбителей — сейчас их назвали бы DX-истами — которые уже тогда слушали «вражеские голоса», и в ночи сквозь шипение и треск ловили слабые отголоски средневолновых трансляций, «Кэролайн» в том числе), эта музыка отнюдь не стала от этого менее прекрасной и ценной. Саундтрек «Рок-волны» — это целый музыкально-культурный срез описываемого времени (хотя придирчивые меломаны уже вычислили, что некоторые из звучащих в фильме хитов были написаны парой лет позже указанных дат). Этой музыкой наслаждаешься, ей подпеваешь, а порой даже начинаешь пританцовывать в зрительском кресле. И уже только от этого получаешь особенный кайф.

Но, кроме беспроигрышного сюжета, подкрепленного весьма качественным сценарием (за авторством все того же Кёртиса) и, конечно же, музыки, «Рок-волна» сильна и людьми в кадре. В принципе, задолго до просмотра фильма, посмотрев на один только список задействованных актеров, можно было сразу сказать, что фильм выйдет превосходным. Один только Билл Найи чего стоит — если его имя присутствует в титрах фильма, это всегда служит безошибочным знаком качества и гарантом превосходного зрелища. «Рок-волна» — лишь очередное подтверждение этой аксиомы. А ведь здесь есть еще Ник Фрост, Кеннет Брана, Джек Дейвенпорт (который чем дальше, тем больше похож на Рэйфа Файнса) — буквально, букет замечательных британских актеров, украшенный Филиппом Сеймуром Хоффманом, гостем из-за океана. Особенно интересно наблюдать, как все эти актеры играют, по сути, карикатурные комедийные роли (такова уж стилистика фильма), ведь в таких ролях особенно важно не перегнуть палку, не переиграть, увлекшись карикатурностью. Хотя на уровне таких актеров подобные опасения совершенно напрасны.

Нельзя не рассказать об одном интересном факте. Русские локализаторы для дубляжа «Рок-волны» в очередной раз пригласили всякие «медийные голоса», чтобы, якобы, сделать русскую озвучку более интересной, да и привлечь в кинотеатры побольше народу. Как правило, в таких случаях не остается ничего, кроме как оставить подобную гнусность на совести локализаторов, но на этот раз они прыгнули выше головы и сделали просто наишикарнейший подарок знающим людям. Дело в том, что среди всяких Трахтенбергов со Стиллавиными и Комоловыми одну из главных ролей на русский язык озвучивает не кто иной, как Сева Новгородцев — культовая персона, которая к «Рок-волне» имеет отношение больше, чем все остальные вместе взятые. Позволю себе напомнить, что Сева Новгородцев — это человек, который с конца семидесятых годов и вплоть до начала двухтысячных вел программу «Рок-посевы» (изначально она называлась «Программа поп-музыки из Лондона») в рамках русскоязычного вещания Би-Би-Си на Советский Союз. Пробиваясь сквозь глушилки, программа Севы Новгородцева была едва ли не единственным источником информации о западной рок— и поп-музыке для наших соотечественников. То есть, фактически, Сева Новгородцев на радио Би-Би-Си для советских людей был практически тем же, чем были пиратские радиостанции для британцев в шестидесятые, борясь собственно с радио Би-Би-Си! Причем речь идет не только о тех, кто слушал «вражеские голоса» (русскоязычное иновещание Би-Би-Си в данном случае) в эфире, ведь каждый выпуск «Рок-посевов» записывали и переписывали с кассеты на кассету, все больше распространяя ту музыку, о которой рассказывал и которую ставил Сева. Вот ведь ирония и загогулина судьбы: ведущий радио Би-Би-Си, долгое время просвещавший слушателей в области рок-музыки, в 2009 году озвучивает популярного ведущего пиратской радиостанции 60-х, занимающегося тем же самым, но как раз в противопоставление радио Би-Би-Си.

В принципе, обо всем этом можно и не знать, как и не знать о том, что сюжет «Рок-волны» основан на реальных событиях и рассказывает о конкретном историческом факте — фильм и без этого доставляет исключительное удовольствие. Это удивительное и гармоничное сочетание музыки, романтики, юмора, превосходной актерской игры, иногда даже экшна, которое неизменно заряжает позитивом и дарит отличное настроение.

P. S. Кстати, еще одно интересное совпадение. В российский прокат фильм «Рок-волна», иносказательно рассказывающий историю Radio Caroline, вышел 30 апреля одновременно с мультфильмом Coraline («Коралина в стране кошмаров»). Что-то в этом есть.

Другие рецензии:  Анатолий Филатов,
Полная версия сайта