Доброта – это страшная сила

Рецензия на фильм «Бой с тенью 2: Реванш»

 

Режиссер: Антон Мегердичев

В ролях: Денис Никифоров, Андрей Панин, Елена Панова, Иван Макаревич, Дмитрий Шевченко, Павел Деревянко, Михаил Горевой, Екатерина Маликова, Джереми Батисте, Джованни Беярано

Автор: Анатолий Филатов

«Бой с тенью 2» еще, конечно, не экспортный продукт, но уже и не та беспомощная погремушка, которой была первая часть. В лучшие свои моменты фильм так и вовсе превосходен, безо всяких скидок на пятую графу в условном паспорте. История с «Братом-2» в некотором роде повторяется, но не как трагедия и фарс: мальчики помладше получают новую ролевую модель и пример для подражания, мальчики постарше – качественный мордобой, «кинематографисты» Егор «Не поминайте всуе» Кончаловский и Вадим «Выпьем, Няня» Шмелев - младорежиссера Мегердичева, у которого стоит поучиться, как нужно снимать современный боевик, если уж тебя угораздило работать по профессии в России.  

Снято в Америке, но про Россию. Один хороший, много плохих. Надо спасать не только собственную шкуру, но и девушку, которая красотой не блистает, но при этом мила и, главное, не выглядит инопланетянкой из созвездия Гончих Страз туманности Гламорамы. Существенная разница разве что в том, что, если в детище Балабанова была явная цитата из «Doom» — рука с пистолетом, коридоры, безымянные враги, все подохнут все равно, то в сиквеле «Боя» куда больше от пластиковой эстетики шоу-симуляторов бокса родом с Playstation. И в этом есть своя сермяжная правда: времена имеют свойство меняться, а у каждого бренда, как поведал нам однажды писатель Пелевин, своя легенда. При всем этом, железобетонное правило «сиквел всегда хуже оригинала» (общеизвестно, что в мире всего три исключения: «Бэтмен», «Крестный отец» и «Терминатор», только упаси вас бог подумать, что мы ставим «БсТ 2» с ними в один ряд) дает совершенно непредсказуемый сбой. Чудеса случаются.  

Странные люди ругают второй «Бой» за клиповый монтаж, обилие водки одной известной марки (кстати, далеко не самой плохой) в кадре, выспреннюю серьезность и ура-патриотизм. Последние два пункта наблюдать, кстати, особенно дико, если учесть, что за те же качества эти же люди две недели назад хвалили фильм «12» Никиты Михалкова. Да, контексты абсолютно разные, но, подходя с Гамбургским счетом ко всем и каждому, стоит помнить о справедливости. Если честно, я слабо представляю, кем нужно быть, чтобы одновременно не замечать совершенно безумное количество slo-mo в том же «Коде Апокалипсиса» и ругать за количество рваных съемок не то, чтобы ураганный, но уже вполне штормовой боксерский экшен.   

Хочется спросить этих странных людей, не называя имен, когда вы в последний раз видели хотя бы качественно снятый боевик made in Russia? Не «Параграф 78», который был все-таки бастардом фантастического триллера? Не «Охоту на пиранью», которую качественной можно было назвать, лишь за большой откат, да и то сложив по три замочка на обеих руках за спиной? Не бессвязного и ко второй части рухнувшего под неподъемной тяжестью амбиций своих родителей «Антикиллера», после которого режиссер Кончаловский окончательно выжил из ума и перешел на сначала кем-то пережеванную, а после законсервированную еду? Можно я не буду про «Обратный отсчет» — я и так достаточно грешил в этой жизни, чтобы осквернять вашу память вот этим.

Персонаж Дениса Никифорова Артем Колчин – явление уникальное и вместе с тем – очень достоверное. Довольно щуплый боксер, который может убить не на ринге даже, но на тренировке. Который умеет стесняться красивых женщин, и отказывать этим женщинам в близости только потому, что любит другую — по-настоящему. Который может верить своим заклятым врагам, потому что надо спасать ту, которую, собственно, и любит. Все эти качества и свойства по отдельности производят, конечно, впечатление, мягко говоря, лажи, но собранные в подтянутом теле одного-единственного Колчина, вызывают исключительную симпатию. На просьбу фотографа «Покажи мне злость!» Артем со смехом отвечает: «Ну не могу я! Я же добрый!», и через десяток минут экранного времени забивает насмерть соперника прямо во время тренировки. Доброта – это страшная сила.

Про актерский талант Андрея Панина говорить даже как-то излишне. Этот человек безупречен везде, где бы ни появился, и не приведи господь узнать, какую цену он заплатил за этот дар. Вообще, провалов и черных дыр в кастинге не наблюдается: everybody is in the place, как говаривали когда-то совсем по другому случаю парни из The Prodigy и были правы.  

Особых ласк от критики второй «Бой с тенью» явно не дождется, на цитаты ему тоже не разойтись, в кинотеатрах, вероятнее всего, отобьет бюджет и только. Но зато ему удалось другое, куда более важное: он возвращает веру в то, что сейчас в России возможны не только ленты из разрядов «снимаю всю свою семью, не забывая про тусовку», «кино не для всех, но про каждого», «отрабатываю бюджет/франшизу/госзаказ» или «проект года». «Бой с тенью 2» — это и есть та самая соль Земли, без которой на этой земле никогда и ничего не вырастет. Честный, красивый, совсем не скучный и – да! — добрый фильм, который, может быть, и не захочется пересматривать, но который, по меньшей мере, не вызывает чувства стыда за свою страну. Поверьте, здесь и сейчас – это уже очень много.  

P.S. Никогда не думал, что буду так говорить, но песня ВИА «Банд'Эрос» здесь исключительно, что называется, «в масть».

Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта