Рецензия на фильм «Беовульф»

 

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Рэй Уинстоун (Беовульф), Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Джон Малкович, Робин Райт Пенн , Брендан Глисон , Криспин Гловер, Элисон Ломан , Грег Эллис, Крис Коппола, Ник Джеймисон , Себастьян Роше, Шарлотт Солт, Вуди Шульц Доминик Китинг, Шэй Даффин, Эмили Джонсон

Автор: Анатолий Филатов

Брутальный, бесчеловечный и хвастливый ничуть не меньше, чем его главный герой, «Беовульф» любит пустить пыль в глаза. Да что там, все время, пока вы будете (затаив дыхание, не моргая, забыв про попкорн – нужное подчеркнуть) вжиматься в кресло кинотеатра – а тех, кому придется смотреть этот фильм дома или, тем паче, в пиратской версии, мне просто жаль – он будет играть бицепсами и всеми своими «тремя ногами» (sic!), пытаясь предстать в лучшем виде. Есть только одно предупреждение: тем, кто хочет «Беовульфа» — лучше сразу отправиться в библиотеку читать книжку. Тем, кому нужны кровь, мясо, маленькая трагедия одного уродливого демона и большая – одного мускулистого бородача, а самое главное – лучшее, пожалуй, зрелище этого сезона, совет один – идите только в кино и только в 3D. Когда с экрана прямо в лицо летит оторванная голова, понимаешь, что билет окупается стократ – ну где такое еще увидишь?  

Чтобы раз и навсегда покончить с темой 3D, следует сказать следующее. Смотреть «Беовульфа» в обычном кинотеатре – это примерно то же самое, что побывать на чеченской войне, прочитав книгу Юлии Латыниной или пережить российские 90-ые по книге Бориса Немцова. То есть общего – одно только название. «Битлз» не слышал, мне Мойша напел». «Пастернака не читал, но осуждаю», да. 3D и только, но не ради даже бесподобного экспириенса – в ближайшем будущем в наших Палестинах ничего подобного не предвидится – но ради адекватной картины происходящего. Трехмерность здесь не украшение, но полноценный творческий инструмент, такой же актер, как и Энтони Хопкинс, Анжелина Джоли или Джон Малкович. Актер, заметим, прекрасный – одеяло на себя не перетягивает, держится уверенно и без провалов, иногда восхищая (ЗОЛОТОЙ ДРАКОН!), иногда – умиляя (крохотная сценка с мышкой в самом начале). Без него фильм в любом случае будет писклявым кастратом с членом и женской грудью, и хватит об этом.  

Давайте галопом по хайлайтам. Погибшего Гренделя жалеешь гораздо сильнее, чем скуластого арийца Беовульфа, предпочитающего спать нагишом. Как минимум, две сцены стали классикой уже здесь и сейчас – морская гонка с Бреккой («В прошлый раз чудовищ было 3!») и, конечно же, финальный поединок Беовульфа со своим кровожадным отпрыском. Сэр Энтони Хопкинс, пусть и воссозданный с помощью motion capture, заслуживает «Оскара» за «роль второго плана», благо, в этот раз русский дубляж не настолько отвратителен, как обычно, — его раздражение на жену, которая брезгует мужем после секса с демоницей, вся безысходность его положения – вождь обрек свое племя на медленное вымирание — легко передаются с той стороны экрана на эту. Битвы хоть и изобилуют штампами, но, во-первых, сказать новое слово в драке один-на-один в кино вообще довольно сложности, а во-вторых – оно вам надо? Кристальная чистота поединков, становясь в лучшие моменты бок о бок с лучшими игровыми файтингами в истории человечества, завораживает. Если выражаться языком западных критиков, то так называемых «eye-candy» здесь пара кило, не меньше.  

Важно и другое. Фильм «Беовульф», где действие, по сути, разворачивается в трех декорациях – замок Хрогвара, пещера мамаши Гренделя да небеса, в которых Беовульф вырывает сердце своему сыну-дракону, по определению несовершенен. Актеры кое-где топчутся на пятачках клише, анимация недостаточно передает эмоции, а почти все персонажи, несмотря на трехмерный внешний вид, остаются двумерными кукляшами. Но давайте взглянем правде в глаза. «Беовульф» уже сейчас, задолго до ее начала, наглядно и убедительно показывает нам, каким в будущем станет массовое кино. Это сегодня мы дергаем головой с глупыми очками на носу, когда копье охранника замирает в сантиметре от глаз. Завтра мы будем вышибать это копье ногой, чувствуя запах запекшейся крови, исходящий от наконечника того же самого копья. Этот фильм – предвестник больших событий, которые грядут, хотим мы того или нет, и, пусть не изобретая колесо заново, он дает этому самому колесу изрядный разгон, пиная его кожаным подкованным сапогом.  

На прощание, отправляясь на верную гибель, Беовульф говорит жене: «Запомни меня как человека, совершавшего ошибки». Сдается, что в этот момент Земекис сам влез в трехмерную шкуру своего протеже, чтобы отмахнуться от назойливых упреков те, кто за целлофановой оболочкой не разглядел букета цветов среди зимы – свежего, прекрасного и настоящего. С шипами и запахом, но главное – способного цвести и в ледяном снегу, и в горячей крови, и в горьких слезах. Уникальный результат.  

Традиционый P.S. Вопль «Я – Беовульф!!!» способен, пожалуй, стать таким же общим местом, как и «Это – Спарта!», сами знаете, откуда.

Другие рецензии:  nitzer

Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта