Рецензия на фильм «Обстоятельства»

 

Режиссер: Павел Руминов

В ролях: Елена Морозова, Илья Любимов, Полина Кутепова, Михаил Крылов

Автор: Анатолий Филатов
Жальче всего то, что на полноценный – а не такой, который можно было предвидеть с самого начала – финал Руминову денег так и не хватило, ну да черт с ним. Вместо еще одного Ромеро (сколько, казалось бы, уже можно) мы в этом случае получаем очень искреннюю комедию, которая, впрочем, многим вовсе не покажется смешной, зато знаменует собой долгожданный творческий взлет режиссера и доказывает несогласным на пальцах: Руминов может удивлять не только в том смысле, который обычно огорчает прекраснодушных.

Очевидно, что, являясь самопародией в первую очередь, «Обстоятельства» ехидно высмеивают не только предыдущее творчество Руминова, но и отношение к нему глуховатых масс. Когда один главный герой (повар) говорит другому (бизнесмен): «Ты вечно занятой, со своими постоянными дедлайнами», зал, успевший вдоволь «насладиться» «Дедлайном» 2004 года, близок к истерике. Когда же на экране в экране — явный симулякр, чистая вещь в себе — появляется сам Руминов в роли одноглазого эксперта по зомби и способам борьбы с ними, звучат громкие овации. «Ну сравните себя после работы и зомби. Чем, кроме подавляемого вашей социальностью, желания кого-нибудь съесть, вы от него отличаетесь?», — глубокомысленно произносит Руминов. Зал в восторге. Именно такого, очевидного юмора и не хватало «Мертвым дочерям», чтобы окончательно заслужить полноправный статус шедевра.

Повар Артур (Крылов) готовит концептуальный мультисемейный ужин под названием «Ночь любви», целует замороженную рыбу в губы и любовно шинкует овощи, посыпая их базиликом. В самый разгар творческого оргазма к нему присоединяется бизнесмен Тихон, который, дрожа всем телом, сообщает, что только что прикончил свою жену наградным кубком, уличив ее в измене. Друзья начинают дрожать вместе, и, пока с очередных родов не вернулась жена Артура Лиза (Кутепова) – акушерка и милейшая пьяница в исполнении Полины Кутеповой – решаются сознаться в убийстве. Для этого Артур отправляется домой к Тихону за зубной щеткой («А как я отличу ее от твоей? – Она зелененькая!»), в тюрьме все пригодится. Тихон, желая зарезаться кухонным ножом, встречает явившуюся к трапезе Лизу, чуть позже – в этот раз уже втыкая нож в электропроводку – вернувшегося в состоянии, близком к обмороку, Артурушку, а чуть позже – и бедную Агнессу (Морозова), то ли мертвую, то ли живую.

То, с какой скоростью мелькают на экране настроения и образы – счастливых влюбленных, ревнивца, зомби, инопланетной твари, испуганного до полусмерти обывателя, счастливых будущих родителей – удивляет тем сильнее, чем отчетливее понимаешь: все это буйство снято в одной-единственной комнате и актерскими силами четырех человек под управлением одного небритого молодого человека, который начинал с клипов и рекламных роликов в десяти тысячах километров от Москвы. Тот багаж, который этот парень носит не за плечами, но в голове, выводит профессиональных критиков из себя то назовет себя внеочередной инкарнацией Хичкока, то признается, что весь синопсис «Обстоятельств» увидел во сне, один в один слизанном с «Перемотки» Гондри, то учудит еще что-нибудь, столь несвойственное превозносимой «молодой волне» режиссеров России.

Руминов с «Обстоятельствами» очевидно выигрывает, и вот почему: как и Борис Хлебников, снявший лучший отечественный фильм 2009 года «Сумасшедшая помощь», он умеет смеяться не только над зрителями, но и над собой самим. Смешав зомби-трэш, классическую музыку, творчество товарища по «тандему» Олега Чубыкина, пожилых «итальянцев», изобразительную стилистику YouTube и собственную гениальность, в которой, положа руку на сердце, сомневается только он один, Павел Руминов получил на выходе концентрированную эксцентрику, абсолютный малобюджетный абсурд, в котором каждый может оказаться пришельцем с другой планеты или зомби, если, конечно, ему вовремя не отрубить голову.

То, что в этом дискурсе помимо собственной воли задействованы абсолютно все зрители фильма, они понимают уже после просмотра.


Комментарии к рецензии

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта