Фильм недели…одной недели [«ИДТИ», особенно на фоне других премьер]

Рецензия на фильм «Отважная»

 

Режиссер: Нил Джордан

В ролях: Джоди Фостер, Нэвин Эндрюс, Никки Кэтт, Терренс Хауард, Мэри Стинберджен, Джейн Адамс, Зои Кравиц, Ларри Фесседен, Брайан Дилэйт, Дэйна Эскельсон

Автор: nitzer

Брата Махатмы Сингха застрелил злой махараджа. Сам Махатма был ещё маленьким мальчиком, но запомнил всё. Став взрослым, он мстит убийце… Отца Чжао Ляна зарезали боевики из «триад». Чжао долго изучал боевые искусства в отделённом монастыре, и теперь всей триаде не поздоровится… Девушка «мариаччи» Хуанито умерла у него на руках, сражённая пулей врагов. Стоит ли говорить, что Хуанито теперь точно зачистит всю мексиканскую наркомафию арсеналом из гитарного саквояжа?… 

Нетрудно вспомнить ещё с десяток подобных сюжетов, на основе которых создавались фильмы разного уровня шедевральности и запоминаемости.
Сегодня нашему вниманию предлагается новейшая американская версия.
Главными интригами представляются «этикеточки»: «от маэстро Нила Джордана» (известно его умелое балансирование между конъюнктурным попсом и авторской продукией), и «с участием Джоди Фостер» (той самой, что обычно снимается в кино не чаще одного раза за пару лет). 

Не стану скрывать, особого энтузиазма перспективы просмотра «Отважной» у меня не вызывали. Я (не спешите бросаться гнилой капустой!) не являюсь поклонником таланта (а особенно губ ниточкой и неженственного экстерьера) госпожи Фостер, да и господин Джордан мне представляется скорее умелым эквилибристом, чем замечательным режиссёром. Тем приятнее было «разочароваться». Несмотря на то, что с нами скорее играют, чем показывают что-то незабываемое, приходится признать, что «игра» у продюсеров картины удалась на славу. 

В завязке картины использован целый арсенал средств, рассчитанных на избавление от случайных зрителей. Каскад «инди»-приёмов (долгие статичные сцены, мрачная бесперспективная атмосфера, очень медленное развитие действия) делают своё дело с «моего» сеанса вереницей вышло не меньше 10% и без того немногочисленных зрителей (в этой связи правильным кажется решение демонстрировать «Отважную» именно в камерных залах). 

Оставшиеся были вознаграждены тем, что до самого конца ленты нам пришлось разгадывать увлекательные шарады. Нет, не «кто убийца» (и в случае с гоп-шпаной, и для преступлений «загадочного мстителя» ЭТО зрителям сразу и совершенно откровенно раскрыто). Процесс превращения героини Фостер в «Незнакомку» — вот настоящая интрига картины. 

Прекрасно понимая инстинктивно-стереотипное восприятие зрителей (которые при этом ведут себя так же, как мальчишка, надиктовывающий на фоторобот приметы Дженнифер Энистон), авторы в нескольких штрихах, как бы случайно, накидывают нам возможные пути развития «чужой» личности главной героини. 

Выдержит ли психика женщины, для которой каждый выход на улицу будет стоить огромной эмоциональной перегрузки….и требовать применения оружия для разрядки? Превратится ли Эрика-Фостер в маньячку, «застывшую в себе», с «холодными, как лёд», но не дрожащими после очередного убийства руками? «Почему меня никто не останавливает?» — это ведь фраза практически от «Сына Сэма». 

Будет и момент, когда бывшая тихая работница радио с крошечной авторской программой («я не лицо я голос») вдруг представляется «Бэтмэном наоборот». Помогают зрителю увериться в этом необходимая обывательская молва, наполняющая «самый безопасный город в мире» («Кого из злодеев убьют в следующий раз?») А также вовремя привнесённые затребованной руководством интерактивностью программ Эрики оценки действий «Мстителя» радиослушателями. Весьма кстати находится и симпатизирующий убийце, но не подозревающий о его(/её) ночных похождениях друг. Как и положено в зазеркальной версии, он работает отнюдь не в прессе. Интервью берут как раз у него, ведь сам он один из двух лучших в городе (и самых скромных, вероятно) детективов. Да, шансы «бэтмэнской» версии развития сюжета очень высоки. Впрочем, надевая перчатки в эпизоде с воротилой преступного мира, Фостер на время становится похожей и на Catwoman. 

Для баланса ощущений интеллектуалам будет брошена «кость» ассоциаций с «Преступлением и Наказанием». Неизбежное возвращение на место преступления, задушевные беседы с чернокожим «Порфирием Петровичем», обсуждение существования права на преступление, даже эпизод с помощью девочке-проститутке (не забыли же!) всё это недвусмысленно отсылает нас к Достоевскому. 

Кроме того, в роли вишенки на этом торте выступает вопрос: хватит ли у симпатичного (и одинокого!) блюстителя Закона решимости посадить в тюрьму «лучшего друга, о котором он мечтал бы в жизни», соверши тот тяжёлое преступление. Сам детектив считает, что хватит. Возможен ли в этом случае happy-end? 

Одним словом, самые разные категории зрителей, пережившие первые 30 минут фильма, найдут «свою» загадку, над которой будут послушно думать до самых последних сцен картины. В идеальном кино, на мой взгляд, было бы что запомнить и в ОТВЕТАХ на поставленные по ходу развития действия вопросы. Но «Отважная», похоже, не ставит планку так высоко. Крепкий фильм «под Оскар», честная отработка инвестиций (в том числе и ваших, пошедших на оплату билетов) вот и все достижения рассматриваемого произведения. Которые, похоже, останутся в памяти ровно на 7 дней. Но, повторюсь, на ЭТОЙ неделе такой набор добродетелей с большим отрывом берёт первый приз. 

Другие рецензии:  Алексей Коропский,
Полная версия сайта