Парасказка («ИДТИ». Тем, кто не видел «Звёздную Пыль», — обязательно)

Рецензия на фильм «Золотой компас»

 

Режиссер: Крис Уайтц

В ролях: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Дакота Блю Ричардс, Эва Грин, Кевин Бэйкон, Сэм Эллиотт, Джон Херт, Иэн МакШэйн, Саймон МакБерни, Адам Гадли, Магда Жубански, Джим Картер, Том Кортнэй, Нонсо Аноци, Клэр Хиггинс, Джек Шеперд, Хэтти Морахэн

Автор: nitzer

Сразу оговорюсь, что картина произвела на меня очень благоприятное впечатление. Такое, что я готов закрыть глаза на многочисленные «МЕЛОЧИ». Такие, как «ведьмы», всё волшебство которых состоит в умении перемещаться по воздуху (где их несложно подстрелить из тартарской винтовки), и сражаются которые исключительно эльфийским холодным оружием (видимо, с чарами у них негусто). Как пренебрежение учёных мужей Иордан-колледжа к разбитым в дребезги бокалам, осколки которых должны бы удивить людей, пришедших на учёный Совет. Как, наконец, «внешние души» людей – деймоны. Заявленные, как «ДУХИ животных», они, тем не менее, весьма материальны. Вопреки представлениям о неплотских созданиях, деймоны легко наносят увечья своим собратьям и даже живым людям, равно как и чувствуют боль – синхронно со своими хозяевами (правда, в отдельных эпизодах деймонам больно, а люди заняты своим – обратите внимание, например, на сцену, когда деймона главной героини душит злобная обезьянка. Девочка при этом не только не корчится от удушья – она ведёт переговоры о судьбе своей «сумочки»).  

Повторюсь, эти незначительные недоработки не столь важны – их легко списать на особенности ПАРАЛЛЕЛЬНОГО мира, в котором и разворачиваются события «Золотого компаса». Тем более, что авторы фильма предлагают нам взамен весьма захватывающее действие. Фабула изощрённа, спецэффекты восхищают (при этом отнюдь не «давя»), костюмы (их было создано около 600 комплектов!) великолепны, актёры (вплоть до маленькой «Умы Турман» по имени Дакота Блю Ричардс – говорят, её выбрали из почти 10 000 девочек-претенденток) кажутся рождёнными для своих ролей. Недаром Филип Пулман, автор лежащих в основе экранизации «Тёмных Начал» изначально (за 10 лет до экранизации!) видел в роли Миссис Коултер исключительно Николь Кидман. Правда, к его же рекомендациям пригласить на роль воздухоплавателя Ли Скорсби Самюэля Л. Джексона, к сожалению, не прислушались.  

Также особенно удачным кажется смещение стилистики от поднабившей оскомину в уходящем году «фэнтэзи» к полузабытому «паропанку» со всеми необходимыми атрибутами альтернативного технического прогресса.

Продюсеры не поскупились на широкие панорамы городов с диковинной архитектурой, дорого выполненных эксцентричных средств передвижения, причудливых механизмов и машин. Действие и на далёком Севере с его ослепительными пейзажами (снято «живьём» в Норвегии – возможно, это последние НЕ-компьютерные ледники в кино) далеко от малахольного «фэнт-хиппизма». Главной декорацией даже здесь станет злыдническая лаборатория в стиле ранних фильмов о Джемсе Бонде. Весьма кстати, и агент 007 самого последнего «разлива» (сам страстный поклонник литературной версии "Компаса") будет замечен в роли бесстрашного учёного-путешественника с хорошей боевой подготовкой.  

Тем не менее, у меня осталось несколько вопросов по фильму, и ответы на некоторые из них не радуют.  

Во-первых, спорный формат. Он парадоксально избыточен и недостаточен одновременно. Похоже, что, пытаясь наиболее полно изложить действие весьма объёмного произведения, авторы картины частенько словно «тараторят». Спрессовывание сюжетных линий и отрезков времени создаёт лёгкий эффект мельтешения даже у взрослых зрителей. Сомнительно, чтобы весь смысл происходящего доходил до юных зрителей. В то же время, мы будем обречены смотреть ещё как минимум 2 неизбежных сиквела.  

Во-вторых, не самый приятный феминизм. Я, конечно, помню, что и в «Волшебнике Изумрудного города» девочка играла главную роль и выручала героев-«мальчиков» из весьма тяжёлых ситуаций. Но, если Элли Смит действовала грациозно и вполне по-девчачьи даже в минуты опасности, то «хулиганка и абсолютно необучаемая прогульщица» Лира Белаква не только полностью верховодит над особями мужского пола разных возрастов и даже биологических видов, но и не задумываясь лжёт, интригует и предаёт. Всё это ей приходится производить, разумеется, во имя Добра. Однако, это отнюдь не делает её прекрасным примером для подражания (мы только раз увидим, как Лиру мучают сожаления – да и то исключительно по причине того, что один из её планов был близок к провалу).  

Наконец, что хуже всего, образ врага. Эстетически он списан со штампов «а-ля рюс», прочно сидящих в головах голливудских продюсеров. Обратите внимание на роспись стен местечкового отделения инквизиции-Магистериума в заполярном городке. Она словно сошла с фресок какой-нибудь православной церкви. А бессердечные сторожа-тартары, которым наличие «приказов» рекомендует расстреливать и скармливать «волчатам» беззащитных детей? Да их амуниция полностью соответствует расхожему американскому представлению о внешнем виде «русских казаков». Не знаю, ставили создатели «Золотого компаса» перед собой задачу внести пару штрихов в образ врага-РУССКОГО в сознание американского ребёнка таким вот своеобразным 25-м кадром или нет, но будь такой заказ принят – он исполнен в картине на «отлично». В эту же «копилку» спонсирует и диалог о будущей войне (к неизбежности которой даже положительные герои относятся на редкость спокойно): Воздухоплаватель: «И за что будут воевать?» Фея: «Как всегда. За Свободу». На редкость логично для общества, посылающего в последнее время свои войска бомбить чужие столицы и менять государственные режимы «во имя демократии» в среднем 1 раз в год.  

Впрочем, Вашим маленьким «деймонам» лента наверняка понравится. Рейтинг PG-13 в данном случае, против обыкновения, не кажется заниженным. В «Золотом компасе» действительно не проливается ни капли крови. О смерти действующих лиц мы узнаём только по золотому облачку, в которое превращаются гибнущие вместе со своими хозяевами деймоны. Это абсолютно гуманно – примерно так же, как нажимать в далёком бункере на кнопку «пуск» вместо того, чтобы лично вонзать кому-то меч в горло.

Другие рецензии:  Алексей Коропский
Полная версия сайта