«Схватка-2007» (ИДТИ, как на дегустацию очень статусного, пусть и не самого любимого вина)

Рецензия на фильм «Гангстер»

 

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Дэнзел Вашингтон, Расселл Кроу, Кьюба Гудинг-мл., Джош Бролин, RZA, Карла Гуджино, Джон Ортис, Джон Хоукс, Чиветел Иджиофор, Идрис Эльба, Тед Ливайн, Юл Васкес, Кэтлин Гарретт

Автор: nitzer

«Гангстеру» в упрёк можно поставить, пожалуй, только три момента.

Во-первых, сбивающее с толку название. На самом деле, это вовсе не история жизни мафиозного клана или возмужания его главаря. Напротив, нам покажут хронику соперничества двух весьма необычных для своего времени личностей – чёрного наркодельца, «сделавшего то, чего американская мафия не смогла добиться в течение сотни лет» и полицейского, не погрязшего в пример большей половине современных ему сослуживцев в коррупции.

Возможно, ключ к пониманию загадки заглавия ленты – своеобразное воплощение политкорректности. На суд публики предлагается история чернокожего преступника, не бегающего по улицам с пистолетом наголо (при необходимости он, конечно, может собственноручно и прилюдно застрелить человека, но делает это не в суете «разборки», а в практически… педагогических целях) и не толкающего наркоту по мелочи. Нет, мы видим «человека с планом», практически бизнесмена, организовавшего свою империю по классическим рыночным законам и даже трепетно блюдущего репутацию своего «брэнда». Оказывается, в Америке, стране, так дорожащей своими якобы равными возможностями практически для любого, такую блестящую карьеру (пусть и в преступном сообществе) может сделать и гражданин африканского происхождения. Исключительность этого явления, не имеющего ДЛЯ НАС такой важности, будут не раз именно для американского зрителя подчёркивать герои – от сомневающихся стражей порядка из разных ведомств до недоумевающих «классических» белых мафиози. Именно в контексте таких акцентов, вероятно, и производился выбор названия ленты.

Во-вторых, значительную продолжительность. Впрочем, реальная хронология живописуемого поединка насчитывает несколько лет. Раскрытие характеров и мотивации главных героев потребовало ещё большего погружения — в предысторию событий. Всё это, вероятно, оправдывает хронометраж в полноценных 2,5 часа (на этот раз без обмана, в противоположность милосердно урезанному прокатчиками нескончаемому сражению из «Во имя короля»). Кроме того, авторы во-время и к месту вставляют в ткань ленты динамичные сцены. Так что фильм ощущения затянутости отнюдь не производит.

В-третьих, обилие откровенных сцен внутривенного введения наркотиков. Лично мне смотреть на это достаточно противно. Здесь, однако, тоже всё «по-честному». Лента имеет рейтинг R, да и в основе сюжета лежит торговля отнюдь не йогуртом. Тем не менее, молодым людям стоит подумать о нежных чувствах своих девушек и уж совершенно однозначно отцам семейств не следует брать на просмотр своих несовершеннолетних отпрысков. Педагогичности с табличками «осторожно» и «нельзя» в «Гангстере» нет и на грош – наркоманы показаны с беспристрастностью исследования от «National Geographics».

В целом же, с приведёнными выше оговорками, нашему вниманию предлагается очень крепкое кино, словно задавшееся целью объединить в себе достижения фильмов «Коплэнд», «Схватка» и «Трафик». Профессиональная кинокритика очень любит именно такие ленты. Недаром картина уже фигурирует в списке номинантов «Золотого глобуса» («лучшая драма», «режиссёр», «лучший актер драмы»). Известна поговорка: "Золотыми Глобусами" выложена дорога к "Оскару", так что, уверен, не заставят себя ждать и номинации на заветные статуэтки. Возможно, одно только это составляет уже достаточную причину, чтобы не пропустить показ «Гангстера» в кинотеатрах. Правда, меня лично при просмотре не отпускало ощущение перебора с «правильностью» и расчётом на будущий успех ленты «от создателя, трижды номинированного на «Оскар». Ведь теперь Академия практически обязана будет предоставить-таки награду, заслуженную реализацией безошибочного (как идея безопасного ввоза наркотиков, показанная на большом экране) плана. Так что, для домашней коллекции я всё же предпочёл бы упомянутые выше фильмы.

Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта