Рецензия на фильм «Алиса в стране чудес»

 

Режиссер: Тим Бёртон

В ролях: Миа Васиковска (Алиса), Джонни Депп (Шляпник), Энн Хэтэуэй (Белая королева), Стивен Фрай (Чеширский кот), Хелена Бонэм Картер (Красная королева), Майкл Шин (Белый кролик), Алан Рикман (Гусеница), Криспин Гловер (Валет червей)

Автор: Алекс Экслер
Нет, это вовсе не экранизация "Алисы в Стране чудес" Льюиса Кэрролла, как думало подавляющее большинство зрителей и критиков. Бертон снял совсем другую историю, но почти с теми же самыми персонажами. Алиса (Миа Васиковска) здесь — девятнадцатилетняя дылда, которую заставляют выйти замуж за потомственного лорда Хэмиша (Лео Билл) — рыжеволосого напыщенного болвана с безвольным подбородком и бесконечными запорами. Разумеется, Алисе не хочется замуж за этого слизняка, но тут — вот радость! — подвернулся Белый Кролик (Майкл Шин), который заманил девушку в кроличью нору, ведущую в Страну чудес…
Поначалу вроде все развивалось почти так же, как и в книге. Алиса должна выпить что-нибудь, дабы вырасти, съесть что-нибудь, дабы уменьшиться и пройти в маленькую заветную дверцу, а в Волшебном саду Страны чудес она встречает Труляля и Траляля (Мэтт Лукас), Белого Кролика (Майкл Шин), Чеширского Кота (Стивен Фрай) и Голубую Гусеницу (Алан Рикман).
 
Вся эта компания объясняет девушке, что она когда-то была в Стране чудес. Давно-давно, еще в книжке Льюиса Кэрролла. А сейчас ее сюда призвали для того, чтобы Алиса одержала победу над злобной Красной Королевой (Хелена Бонем Картер), которая узурпировала корону у Белой Королевы (Энн Хатауэй), тиранит по-всякому подданных, требует непрерывного сноса голов с плеч, а хорошие отношения поддерживает только с Валетом (Криспин Гловер), выполняющим ее преступные приказы.
Алиса в недоумении. Она совершенно не помнит, что уже была в Стране чудес, разве что в своих снах, о которых она постоянно рассказывала отцу. И девушка не понимает, каким образом она, простая девчушка и вовсе даже не Жанна д'Арк, сумеет одолеть злобных чудовищ Бармаглота и Брандашмыга.
Компания из Страны чудес разочарована. Кто-то даже высказывает подозрение в том, что это — совсем другая Алиса. Ненастоящая. Но тут даже мудрая Голубая Гусеница не может дать однозначный ответ — Алиса это, да не та или та, но не Алиса.
Девушке ничего не остается, как двигаться дальше по Стране чудес. Разумеется, скоро она попадет на безумное чаепитие, где познакомится с Очумевшим Зайцем, Соней (Барбара Уиндзор), а главное — с Безумным Шляпником (Джонни Депп). Шляпник поможет Алисе скрыться от злобного Валета, потом будет знакомство с Красной Королевой, ну и, в общем, пошло-поехало. Там уже недалеко и до сражения с Бармаглотом.
***
Большинство претензий зрителей и критиков к этому фильму сводятся к простому постулату: "А я-то думал, что это будет экранизация классики Льюиса Кэрролла". А раз это не экранизация, говорят критики, значит, Бертон продался "Диснею" и снял свою худшую картину. Потому что от книжки Кэрролла, мол, ничего не осталось.
Логика совершенно потрясающая. Бертон никогда и не обещал экранизацию "Алисы в Стране чудес". Он с самого начала заявлял, что это будет произведение по мотивам, да и, зная творчество Бертона, можно было с легкостью предполагать, что этот режиссер не станет следовать классическим канонам.
Более того, Бертон прямо в фильме все подробнейшим образом объяснил. Да, Алиса уже была в Стране чудес. Сейчас она выросла и снова попала в Страну чудес, которой грозит опасность. Алиса должна спасти слегка психованных обитателей этого чудесного кусочка психованной сказки, чтобы они могли и дальше психовать, не опасаясь дикого крика Красной Королевы: "Голову с пле-е-е-е-еч!"

Скажу сразу — мне очень понравилось, как это сделано. Понравилось, даже несмотря на то, что я не выдержал и посмотрел картину в дубляже, хотя сначала, как обычно, собирался дожидаться ее выхода в оригинале.
Бертон сделал свою собственную Страну чудес и своих собственных обитателей этой страны — уж он-то имеет на подобный эксперимент полное право, ведь это — один из самых оригинальных и необычных современных режиссеров-сказочников.
Критики упрекают Бертона в том, что он, мол, слишком сильно вывел на первый план Безумного Шляпника. Ну да, вывел! Ну так это Джонни Депп, с которым Бертон делает уже седьмую картину! Шляпник здесь — очень важный персонаж: нечто вроде главы психованного Ля Резистанса, противостоящего Красной Королеве.
Деппа тут очень сильно загримировали, и из-под безумных глаз Шляпника старина Джонни не очень-то проглядывает, но персонаж тем не менее получился очень яркий и интересный. Впрочем, в российском варианте Шляпника явно испортили озвучкой — в оригинале он, когда злится, начинает говорить с шотландским акцентом, и это, должно быть, очень любопытно.

Красная Королева — один из лучших персонажей картины, и это, поверьте, нечто крышесносящее. Во-первых, изумительный грим и эффектнейшая компьютерная обработка. Хелене Бонем Картер перед съемками приходилось по три часа сидеть и ждать, когда ее загримируют, а кроме того, все сцены с Королевой потом обрабатывались на компьютере, чтобы увеличить персонажу голову, — результат получился изумительный. Кроме того, надо отдать должное самой актрисе (и по совместительству — жене и музе Тима Бертона) — она изобразила неимоверно яркий характер: смешная агрессия, забавные тиранические наклонности и одновременно — томное таяние льдов при виде своего обожаемого Валета.

Следующий роскошный персонаж — Чеширский Кот. Он и нарисован замечательно, и озвучен прекрасно — самим Стивеном Фраем (я эпизоды с Котом в оригинале смотрел в виде отдельных роликов). Впрочем, в российском варианте Чеширского Кота озвучивал сам Александр Ширвиндт, так что тут зрители, с одной стороны, если что и потеряли, то, с другой стороны, много чего приобрели.
Труляля и Траляля производят совершенно шоковое впечатление. Вроде как персонажи совершенно мультипликационные и гротескные — два колобкообразных пузана в полосатых майках и штанах на помочах, — однако тут сработал эффект технологий XXI века: они смотрятся неимоверно достоверно и реалистично, просто дрожь берет. И физиономии у этих близнецов казались очень и очень знакомыми: я уже после просмотра посмотрел кастинг и понял — это же Мэтт Лукас из Little Britain!
Чокнутый Заяц был очень забавен, но, пожалуй, чересчур суетливый и откровенно сбрендивший. Книжный персонаж был более тонок.
Ну и, пожалуй, единственный персонаж, который мне не понравился совершенно, — это садовая Соня. Бертон там совершенно изменил типаж, а вот зачем — не понятно. Прежний блеск там пропал, а новый не появился даже рядом. Впрочем, конечно, нужно будет еще пересмотреть в оригинале.

Воссозданный Бертоном мир Страны чудес производит совершенно завораживающее впечатление. Это уже совсем не мультик. Это именно новый мир — немного похожий на то, что сделано в "Аватаре". На большом экране, да еще и в 3D, это выглядит просто потрясающе, временами аж дух захватывает.
Кстати, Бертон не стал сразу снимать "Алису" в 3D, в отличие от Кэмерона. Он посчитал трехмерные камеры слишком громоздкими, поэтому снимал сначала обычными камерами и уже потом переводил картину в 3D. В результате бюджет фильма заметно вырос.
Мне приходилось читать в отзывах, что, мол, 3D в этом фильме совершенно не нужен и этот эффект добавлен исключительно ради моды и маркетинговых соображений. Не знаю, как мода и маркетинг, но когда я смотрел "Алису" в SuperD, то трехмерность там была не просто к месту, а часто создавала совершенно замечательный эффект присутствия. Настолько замечательный, что я, скорее всего, еще раз пойду это все смотреть в трехмерном изображении — хочется получше рассмотреть все детали созданного Бертоном мира.

Алиса? Миа Васиковска в роли Алисы мне не очень понравилась — она намного лучше выглядела в реальном мире, где с отвращением смотрела на Хэмиша, нежели в Стране чудес. Но оно и понятно — в мире обаятельных долбанутых фриков обычная девушка и должна смотреться явно лишней.
Также не вполне понятна была идея с Белой Королевой — она у Бертона получилась слишком манерной и не особо-то тянула на Безусловные Силы Добра. Я так думаю, что, получив власть, Белая Королева там еще много кому бошки-то поотшибает…

В общем, несмотря на определенные замечания, мне очень понравилось. Дивный, хотя и мрачноватый мир, несколько совершенно изумительных персонажей, впечатляющие эффекты 3D и атмосфера воссозданного мира на уровне спецэффектов XXI века. Оно, конечно, еще не "Аватар", но по уровню производимого впечатления у меня находится в рейтинге сразу после "Аватара".
Предъявлять же Бертону претензии в том, что он не стал экранизировать книгу Кэрролла лоб в лоб, — глупо. Он — Бертон. Он всегда делает что хочет — имеет право. Фразы из серии "это худший фильм Бертона" оставлю на совести тех, кто их произносит. По мне — так это если не самый лучший фильм Бертона, то уж в любом случае — самый яркий и эффектный.

P. S. Кстати, прокатывается картина более чем здорово. $116 миллионов в первый уик-энд в Штатах — это, по-моему, рекорд. "Аватар"-то в первый уик-энд взял $77 миллионов в Штатах. А по общим сборам уже ясно — сто процентов перевалит за три миллиарда. Не знаю, будет ли у "Алисы" такой же эффект "сарафанного радио", но миллиарда полтора должна собрать. И это очень даже хорошо.

Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность — 5+
Актерская игра — 5
Режиссерская работа — 5
Сценарий — 4
Кратко о фильме — классная сказка
Нужно ли смотреть — да

(с) Алекс Экслер www.exler.ru


Другие рецензии:  Анатолий Филатов, nitzer
Полная версия сайта