Рецензия на фильм «Первый после бога»

 

Режиссер: Василий Чигинский

В ролях: Дмитрий Орлов, Владимир Гостюхин, Юрий Степанов, Виктор Сухоруков, Нина Русланова, Сергей Горобченко, Ирина Бьерклунд, Лиза Боярская, Михаил Гомиашвили, Дмитрий Рудков, Сергей Рубеко, Екатерина Вуличенко

Автор: Егор Петров
«Первый после бога». Поистине хорошее и многообещающее название. Не меньше обещал и трейлер фильма. Зрители томились в предвкушении: вот -вот фильм выйдет на экраны. Позвольте, не просто фильм, а военный боевик, как уважительно его нарекают создатели. Всё было бы хорошо, если бы не одно «но», именно оно сделало фильм таким же «странным», как и все предыдущие современные российские военные боевики. «Странным» — это еще мягко сказано.

Увидев в аннотации к фильму в графе «режиссер» фамилию Чигинский, я сразу почуял что-то не ладное, и в то же время очень знакомое. Ах, да! Это тот самый человек-пароход, который снял «Зеркальные войны: отражение первое». (Упаси бог от второго). По пути в кинотеатр ноги боролись с головой, но… победили все-таки ноги. Мои сомнения, к сожалению, оправдались: рекламный режиссер Чигинский снял замечательный трейлер к фильму. Сама же картина получилась немного получше, чем «Звездные войны», но гораздо хуже, чем ожидал. В общем новое российское коммерческое кино.

Такое чувство, как будто бы «Первый после бога» снимали впопыхах — некоторым моментам уделено слишком много внимания, другим, очень, на мой взгляд важным, вообще времени не оставили. Больше всего возмутило, что чисто списанную биографию Александра Маринеско применили в картине, изменив фамилию героя. То есть взяли, получается, биографию – факты перевели «под копирку» а вот фамилию изменили и на экране уже не легендарный Маринеско, потопивший в военные годы суперлайнер и крейсер, а его тезка – Маринин. После всего этого авторы ленты утверждают, что сделали так, потому как хотели снять фильм о всех героях Великой Отечественной, не рассказывая о ком-либо конкретном. Извините, но в изменении четырех букв фамилии, я тогда не вижу никакой логики. Почему ж тогда не сделать главным героем не Маринина а какого-нибудь Ивана Иванова?

Более странным кажется то, что главного героя сделали, как рекламный продукт – только с положительными качествами. Гуляет, пьет, играет в карты, ходит в самоволку – но все делает это так красиво, как будто в рекламе. Сценаристы приложили руку и к биографии настоящего героя — в фильме говорится только про «белое», а вот то, что настоящего Маринеско в свое время разжаловали за своенравное поведение, после войны он дважды был осужден за небольшие хозяйственные преступления — об этом ни слова. Как говорится, «Сегодня у нас только хорошие новости…». По-моему, показали бы правду – фильм стал бы живее, тем более что вспомнили бы о настоящем герое, не заслуженно вычеркнутом в свое время из летописи войны. Видимо, создатели «полупустышки» с громким названием решили сделать все просто – лучше посвятить больше времени в картине гуляниям пусть и не настоящего, но Маринина, а не Маринеско.

Вообще, мне кажется странным, что в последнее время российские СМИ так много рассказывают о еще не вышедших на экраны отечественных картинах, как будто бы их «кормят с рук». Продюсеры, играя на чувствах, в один голос заявляют: «нам мешали снимать!», а журналисты тем временем опрашивают известных актеров, понравился ли им новый фильм. Все больше и больше происходящее уже напоминает запад, правда, к сожалению, пока разговоры и мнения о новых картинах преподносятся однобоко – чтобы не сорвать большие сборы.

В фильме с относительно небольшим бюджетом в 3,4 миллиона долларов пришлось использовать спецэффекты, ну а как же без них? Больше всего я удивился, что спецэффекты делала не какая-нибудь московская или питерская компания, а уфимская студия «Муха», которой пришлось рисовать перископы, торпеды, подводные баталии и даже море.

По правде говоря, фильм не настолько плох, но и лучшим, извините, его назвать не могу. Просто очередной фильм Чигинского. Если главной целью у создателей картины была показать героев Великой Отечественной, то, по-моему, они с ней справились на «3». По ожидаемым сборам в кинотеатрах, благодаря проведенной рекламной компании, уже экстерном можно ставить «5».
Другие рецензии:  Иван Федотов, Анатолий Филатов,
Полная версия сайта