Эпитафия учителю (И как не ошибиться при ее просмотре!) («ИДТИ», даже если Вам придётся пробиваться на сеанс через отряд московского ОМОНа!)

Рецензия на фильм «Мститель»

 

Режиссер: Фрэнк Миллер

В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Скарлетт Йоханссон, Ева Мендес, Джейми Кинг, Гэбриэл Махт, Пас Вега, Сара Полсон, Фрэнк Бонд, Чэд Брамметт, Хью Эллиот, Сейшелль Гэбриэл

Автор: nitzer

Плохая новость: на 2010й запланирован выход на экраны «Города Грехов-2». ПЛОХАЯ, потому что тандему Родригес-Миллер придётся выдать нечто совершенно невообразимое, чтобы не обесценить мгновенно ставший культовым ПЕРВЫЙ «Город». Получится ли это у них или мы станем свидетелями грандиозного провала?  

Как будто одних подобных переживаний было недостаточно, в прошлом году стали приходить первые сведения о сольном проекте Миллера – “The Spirit” (который и будет позднее по необъяснимой логике российских переводчиков локализован как «Мститель»). «Сольном» – потому что в этот раз Миллер должен был стать, наконец, «взаправдашним» и единственным режиссёром (а не «почётной строчкой», стоившей, правда, Роберту Родригесу членства в «профсоюзе»). Зная даже весьма общие детали «литературной» основы «Мстителя», можно было ожидать самого худшего. Инсайдерская информация, первые раскадровки и особенно трейлер фильма оправдали самые скверные ожидания:  

ЭТО ПРОВАЛ, «ГОРОД ГРЕХОВ МИНУС РОДРИГЕС», ПОСРЕДСТВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ САМИ-ЗНАЕТЕ-ЧЕГО, АХТУНГ!  

И будьте уверены, ПЕРВЫЕ же кадры картины окончательно убедят вас в этом.  

КОНЕЦ.

ЗАТЕМНЕНИЕ….  

…Нет?  

Заставьте себя прорваться через нелепо прыгающий по проводам ходульный (даже визуально!) образ главного героя – и через некоторое время начнёт вырисовываться, ЧТО и для кого наснимал Фрэнк Миллер.  

Слово автору:

«"Мститель" только напоминает "Город грехов". Да, у меня есть общие с Родригесом предпочтения. Я могу назвать три. Мы оба любим хорошие истории, оба любим Нью-Йорк и оба любим красивых женщин». Действительно, сюжет разворачивается в том же ГОРОДЕ, за которым легко угадывается Нью-Йорк («столица США», как же). Стилистика картины до боли напоминает Sin City, но словно снятый невероятно безответственным «расхристяем» (начиная с уже упомянутых нарочито-топорных первых кадров). Впрочем, фанатам «Города Грехов» ещё повезло: зеленеть от злости в стиле позднего Рорка-младшего придётся прежде всего поклонникам творчества Уилла Айснера .  

Айснер (я настаиваю именно на таком варианте транслитерации его фамилии) известен тем, что в своё время перевернул представление о комиксе как о «недолитературе». Похоже, именно он продвинул цветные картинки до уровня «графической новеллы». Неудивительно, что сам Фрэнк Миллер считал Айснера своим учителем и вполне заслуженно его классическое (сюжет 40-х годов XX века) произведение взял за основу своего кинорежиссёрского дебюта. «Мститель» (на самом деле, скорее, «Дух» — “Spirit”) – наиболее известная работа Мастера. И самая…взрослая. Ведь сам Айснер говорил, что, в отличие от большинства своих произведений, которые он рисовал «для пятнадцатилетних кретинов из Канзаса», «The Spirit», — это «чтиво для 55-летнего малого, у которого сегодня в метро украли бумажник; разве с подростком поговоришь о душевной ране!»  

Отдавая дань уважения ушедшему Учителю (Айснер скончался в 2005 г на 88-м году жизни), Миллер не преминул «наплевать в душу» всем его взрослым фэнам – киноверсия не только слишком стилизована, но и безбожно попирает все канонические особенности героя, даже внешние. Сообщается о резком неприятии фанатами комикса перекрашивания традиционных синего костюма, шляпы и маски Духа Мщения в черный цвет. Впрочем, новоявленный режиссёр парирует эти нападки объяснением, что в эру доцифровой печати всё черное из-за особенностей технологии изображалось голубым, а "голубой делал Духа Мщения похожим на незадачливого гостя на вечеринке, посвященной Хэллоуину". И далее: "Мы обратились к черному, чтобы вернуть герою его таинственную сексуальность в духе Зорро. Также на фоне черного его красный галстук выглядит очень, очень круто" 

Зорро? Я представляю себе ярость поклонников – разве это не примерно то же, что нарядить Джеймса Бонда Дон Кихотом, потому что у последнего «очень крутое и сексуальное копьё»?  

В результате, на «моём» сеансе была заполнена едва ли двадцатая часть кинозала. Соответственно, моё восхищение владивостокскими прокатчиками, крутящими «Мстителя» в БОЛЬШИХ залах, даже если это результат их случайного постновогоднего недосмотра. В качестве благодарности, я хотел бы привлечь на просмотр действительно классного фильма благородных зрителей следующим приёмом :  

Не идите на «Мстителя», готовясь сравнивать его с «Городом Грехов» (или, если кто-то добрался до первоисточника, с “The Spirit”). Скорее, ожидайте увидеть то, чем так и не стал ДРУГОЙ фильм – «Небесный  капитан и Мир будущего" 

Всё то, чего «Капитану» не хватило для того, чтобы превратиться в  подлинный шедевр, а не намёк на него, есть в «Мстителе». Вероятно, в прокате и «Мститель» провалится с не меньшим треском. Но, на мой взгляд, культовым его сделает как раз своеобразная  бескомпромиссность. Напомню, что «Мир Будущего» при всех его плюсах печально знаменит желанием угодить всем аудиториям, неудачной попыткой самопозиционироваться «новым событием в кино», несбывшимся стремлением сложиться в блокбастер…ценой качества сборки, просвечивающим «на швах» океанами в Непале. «Мститель» же создан человеком, который «живёт» в мире графических новелл, для которого сама по себе стилистика комикса не откровение. Видимо в этом причина большей требовательности к конечному результату, которая так порадует зрителя-гурмана. А ведь последний за цену ОДНОГО билета  получит ещё и ТРЁХ наистильнейших нуар-див в исполнении Йоханссон, Мендес и Полсон, роли которых в этом фильме обязательно будут провозглашены неоклассикой чувственности и стиля (давайте также не будем забывать и о Голди/Венди – Джейми Кинг в роли Смерти). И это далеко не всё! В качестве дополнительных бонусов на экране предстанут Сэм Джексон в нацистской форме (незабываемо!), целый набор киноцитат и отсылок к шедеврам искусства (некоторые из которых находятся далеко за пределами кинематографа), а также и сам г-н Миллер в эпизодической роли.  

Надеюсь, теперь вы мне поверите, что даже возможность встречи со злобными «Зубрами» (впрочем, по слухам, весьма помятыми местными робин гудами) отнюдь не должна вас останавливать от похода в кино, после которого весь «грайндхаус»-проект покажется просто консервативной синефильской стилизацией?

Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта