Рецензия на фильм «Волкодав»

 

Режиссер: Николай Лебедев

В ролях: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Александр Домогаров, Наталья Варлей, Юозас Будрайтис, Артем Семакин, Нина Усатова

Автор: Алекс Экслер

 

Когда Волкодав был маленький, с курчавой головой, на его родовую деревню напали плохие дяди под предводительством морана — верного служителя богини смерти Мораны — по имени Людоед (Александр Домогаров). Враги сожгли родную хату, поубивали всех вокруг, а юного Волкодава угнали на рудники — специально для того, чтобы он там вырос, возмужал, а затем вернулся и дал Людоеду прокашляться.На рудниках Волкодаву жилось хорошо — все двадцать лет. Его отлично кормили, аккуратно нагружали физическими упражнениями, учили биться на мечах, на кулачках и стрелять из базуки. Поэтому когда паренек вырос и сумел замочить одного из охранников, остальные охранники, потрясенные гибелью товарища, которому они должны были кучу денег за покер, разрешили юному богатырю отправляться на все четыре стороны, причем не одновременно.
Первым делом Волкодав ( Александр Бухаров) и его верный нелетучий мышь (Лиса Алиса из Камбоджи), с которым парень сдружился на рудниках, отправились отдать должок Людоеду. Тот как раз был занят — насильничал рабыню Ниилит ( Евгения Свиридова). Расслабленный во всех членах Людоед не смог дать должный отпор и был насквозь поражен карающим мечом Волкодава. На прощанье перед смертью Людоед сумел только всхлипнуть голосом Александра Домогарова: "Хорошо, что Людоеда согласился сыграть, а не Жадобу, — быстро отмучился" — и отдал Моране душу.
Что характерно, соратники Людоеда не одобрили поведение Волкодава, и тому пришлось быстро сматываться, прихватив с собой Ниилит и слепого мудреца Тилорна ( Андрей Руденский), который умеет лечить наложением рук, если поблизости есть печка-буржуйка. Причем Ниилит прихватила из чертогов Людоеда какой-то волшебный лапоть, который еще сыграет важную роль в повествовании.
Долго ли, коротко ли — короче говоря, через какое-то время добрели путники до славного города Галирада, где, как и в другом славном городе Москве, перестало светить солнце. Цар и великий кнезе Галирада делает все, чтобы Галирад обрел былое величие, но шпионы другого морана — Жадобы (Человек в Железной Маске) постоянно устраивают диверсии и террористические акты, поэтому солнце над Галирадом так и не восходит.
Но великий кнезе мудр и стратегичен. Поэтому он обещает свою дочуру кнесинку Елень (Оксана Акиньшина) сыну Людоеда Винитару. Крепкий союз двух городов должен защитить Галирад от Жадобы.
Однако долог путь кнесинки и ее верных кунаков до встречи с Винитаром. Много страшных приключений ждет их в пути. Но кнесинка догадалась взять с собой верного Волкодава, поэтому всем волкам придется поджать хвосты и убираться в свои логовища. Если, конечно, в стане кнесинки не проявится очередной шпион Жадобы — это вполне возможно с его-то расходами на партизанское движение.
Честно признаюсь — я не был в числе первых зрителей, посмотревших "Волкодава", хотя реклама фильма неслась со всех сторон и оставалось только радоваться тому, что наши уже вполне научились делать промоушен фильмам в стиле лучших западных образцов.
Но первые зрители, нетерпеливо заполнившие кинотеатры в первые дни показов, все это время активно высказывались на форумах, и отзывы — в подавляющем большинстве — были нелицеприятными. Не одобрили, короче говоря, высказывающиеся зрители творение режиссера Лебедева. Некоторые настолько не одобрили, что называли это прям "ужас-ужас". Причем поклонники книги Марии Семеновой ставили режиссеру в укор то, что произведение, дескать, испортили, а те, кто книгу не читали, говорили, что в картине вообще ни черта не понятно: кто, кого, зачем, почему, а главное — что из всего этого должно воспоследовать.
Однако, как известно, на нас с котом Бубликом ничьи высказывания не действуют, поэтому мы и отправились посмотреть этот фильм, чтобы уже определиться с собственным мнением…
Что характерно, фильм вовсе не такой плохой, как об этом говорили многие зрители. Вовсе не "ужас-ужас". И даже не "ужас". Крепкий такой фильмец, поставленный очень старательно, но, к сожалению, без души. Впрочем, давайте разбираться по порядку…
У фильма "Волкодав" есть кое-какие плюсы и заметные минусы. То есть соотношение дегтя к меду — где-то три к одному, то есть семьдесят на тридцать. Сначала поговорим о минусах, а на сладкое — о плюсах.
Минусы. С переносом сюжета книги Семеновой в фильм — явно не сложилось. Оно понятно, что непростое это дело — целый эпос переложить на кинематографическую основу, однако в любом случае вряд ли имеет смысл снимать фильм, в котором нет четкой и внятной сюжетной канвы. Мы с Бубликом долго пытались понять, в чем там суть, но насквозь запутались. Если с самим Волкодавом еще все более или менее ясно — достаточно один раз посмотреть классический "Конан-варвар", — то роль волшебного лаптя осталась невнятной, а больше всего нам было непонятно то, почему плохие сделали все, к чему с такой подлостью стремились, а в результате это стало хеппи-эндом.
Но и невнятный сюжет — не проблема, если фильм блистает в частностях. А с этим — совсем плохо. Главное, что это кино практически убивает, — картонность персонажей. И прежде всего — самого Волкодава. Я не знаю, в чем тут вина — самого Александра Бухарова или режиссера, — но харизмы в главном герое нет ни на грош. Никакой! Нахмуренный лоб, тяжелый взгляд и общее выражение лица, как будто он страдает многодневным запором, — и так весь фильм! Ребята, нельзя так поступать с главным героем! Он должен быть харизматичный. Он должен быть живой и светящийся. Ну хотя бы просто живой. А у вас — какая-то механическая кукла, прости, Перун.Я теперь понимаю, почему Брюсу Уиллису с его тремя дежурными выражениями лица платят такие большие деньги. Потому что у него из каждого из этих трех выражений прет такая харизма, которая добивает с экрана до самых дальних рядов, где парочки занимаются всякими глупостями. В случае же с Волкодавом парочки даже на первых рядах перестанут чем угодно заниматься, потому что этот взгляд — он говорит совершенно четко: "Пионер! Люби Родину, мать твою!" Ребята, а мы с Бубликом Родину уже с детства отлюбили! Так, может, хватит с нас?
С остальными персонажами тоже, в общем, все вполне плохо. Стандартно подозрительный братан кнесинки Лучезар, под которого до полной неузнаваемости загримировали Игоря Петренко. Экстрасенсорный старикан Тилорн, присутствие которого сводит на нет весь пафос сражений Волкодава, потому что какие бы жизненно важные органы ни проткнули прославленному воину, старикан наложит ладошки (особенно если рядом бухтит какая-нибудь печурка), воин-то и оживет на раз.
Разве что кнесинка в исполнении Оксаны Акиньшиной получилась чуть более живой, чем остальные персонажи, но и ее заставили таскать на лице страдальчески-жалобный взгляд, а чуть что — с надрывом взывать: "Волкодав, Волкодав", как будто она не кнесинка, а какая-то продавщица овощного отдела, трепетно вызывающая грузчика.
К сожалению, все эти персонажи очень напоминают поздние картины Глазунова: глаза в половину лица, гримаса невыразимого страдания или, наоборот, грозного осуждения, и все это выглядит как совершенно бездушная маска. Техническое мастерство, в общем, присутствует, а души — ноль.
Ну и над всем этим — ПАФОС. Суровый пафос "первого русского фэнтези", который, по воле создателей фильма, не имеет права ни на одно живое чувство, ни на один действительно яркий персонаж. Только спортсменка-комсомолка (Наталья Варлей), выдающая пошлые банальности в глюках главного героя, вызванных волшебным порошком (зал в этих моментах неприлично ржал, и если бы мы с Бубликом не ржали вместе с ними, я бы их решительно осудил), ну и общий лозунг "Пожертвуем всем ради любимага Галирада".
А финал стал просто квинтэссенцией всего этого безобразия: на всех персонажах окончательно застыла маска всеблагой боевитости, режиссер ярко подсветил их снизу мощными прожекторами и пустил фоном вариации композитора Рыбникова на тему Enigma, которые почему-то назвали "Языческая фантазия". Мне это сразу напомнило фильмы о пионерах-героях, которые перед взрывом вражеского танка (штаба, шпиона, подлой продажной собачки Ризеншнауцер) тоже застывали минут на пятнадцать, пока осветительные приборы щедро исследовали все неровности их кожи, а закадровая музыка настраивала зрителей на похоронный для злодеев и победный для нашинских лад.
Теперь о плюсах. Если на персонажах природа режиссера в основном отдохнула, то на зрелищную составляющую, судя по всему, и были брошены основные силы. Масштаб съемок, эффектов и декораций для российского фильма — действительно впечатляющий, и я совершенно не согласен с теми зрителями, которые считают, что весь пар ушел в свисток. Подвесные мостики деревеньки Людоеда, весь Галирад, выстроенный один в один в павильонах "Мосфильма", такие родные сердцу виды Хорватии (окрестности Галирада), ну и заключительное чукалово в горах на каменном мосту — все вполне впечатляет.
Да и сражения, по которым изрядно прохаживались зрители, на мой взгляд, тоже сделаны вовсе не ужасно. Ну да, недостаток постановки боев на мечах оператор компенсирует утомляющим мельтешением камеры, а помощники режиссера с бидонами кетчупа слегка заигрываются и выплескивают под один удар литров десять народной кровушки, но это и в голливудских фильмах встречается нередко. А в общем и целом сцены боев смотрятся вполне неплохо, и отстоем их я бы никак не назвал.
Также порадовала сначала нелетучая, а потом уже и вполне себе пикирующая мышь, в роли которой выступили обработанные на компьютере камбоджийские летучие лисицы, злобный характер которых долго кляли все члены съемочной группы. Вот эта животная имела свой ярко выраженный характер и харизму. А уж ее финальный полет с волшебным лаптем в лапах можно сравнить с лучшими образцами жанра, особенно если вспомнить, в каких еще фильмах лисы летали с лаптями.
В общем, я бы не стал так уж ругать этот фильм. Что-то в нем сделано вполне неплохо. Да, с сюжетом недоработали, а с героями — так просто провалились. Но визуальная составляющая сделана вполне внушительно, и это позволяет все-таки приветствовать первый отечественный закос под "Властелина колец". Также всяким критикам нужно напомнить, что во "Властелина" (причем в каждую серию) вбухали на порядок больше, чем в "Волкодава". И, что приятно, вложенные в "Волкодава" средства все-таки действительно видны. А первый блин нередко оказывается простым оладушком, что в данном случае и произошло. Но оладушком, а не чернильной кляксой.
Вот если в следующий раз попытаются поработать над персонажами, уволят ответственного за эти жуткие парички, расстреляют монтажера (монтаж временами просто ужасный), попытаются осмыслить сценарий, а главное — продадут это дешевое море пафоса развивающимся странам, вот тогда может получиться что-то уже весьма достойное. Пока же — видно, что старались. Но больше толком сказать нечего.
Мы с Бубликом, если честно, просто скучали. Впрочем, что с нас взять, двух старых циников…
Оценки по пятибалльной системе:
Зрелищность — 4 +
Актерская игра — 3+
Режиссерская работа — 3
Сценарий — 3
Кратко о фильме — картонные герои в красивом антураже
Нужно ли смотреть — решайте сами

(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта