Понимая, зачем нужны рецензии на kino.vl.ru, сразу скажу главное: смотреть нужно, а уже потом загружу вас своими метафизическими рассуждениями, цитатами из Курта Воннегута, рассказом про Бреда Пита (Trademark) и несчастную долю счастливых американцев.
Итак, идти нужно, смотреть стоит. Не скажу, что кино — откровение, но все же и не третий сорт. Все-таки приз «За лучшую режиссуру» на Каннском фестивале просто так не дают.
Не пересказывая сюжет (идите, смотрите, наслаждайтесь), постараюсь рассказать, о чем фильм. Вот, есть такая небезнадежная теория, что время не течет как река, и события не разворачиваются последовательно, одно за другим, а все происходит разом, одновременно. Все, что с нами было и еще будет, наше рождение, детство, все наши победы и обиды, наша старость и смерть на самом деле существуют сразу. Но особенности нашего восприятия реальности таковы, что мы видим все это как некую последовательность событий, как декорации, которые проезжают мимо нас лишь однажды и только в одном направлении.
У Курта Воннегута в романе «Бойня номер пять или крестовый поход детей» странные инопланетные существа — тральфамадорцы — способны воспринимать мир в четырех измерениях. Время для них — это ВСЕ ВРЕМЯ. Оно просто есть. Оно неизменно, словно горная цепь, на которую смотришь с расстояния. Можно смотреть «на вершину горы, на птицу или на облако, на скалу перед <…> или даже на дно пропасти позади себя.». Эта горная цепь и есть время. Но мы видим все это словно сквозь маленькую дырочку в стенке товарного вагона, проезжающего вдоль горной цепи. И все, что мы видим, для нас и есть время. Или жизнь.
Но, очень может быть, что особенности нашего восприятия не только не дают нам понять, что все уже произошло, все просто есть, но и все люди – это один человек. А странные взаимосвязи событий, происходящих в разное время с разными людьми и в совершенно разных местах – это лишь отголоски, остаточная активность, слабые намеки на то, что все едино, все – одно. Просто мы не способны это увидеть.
Вот про это фильм «Вавилон», в котором Бред Пит (Trademark) сыграл одну из главных ролей.
— Ах, какой старый!.. — прошептала девушка в заднем ряду при первом появлении БП на экране. Преувеличение, скажу я вам. Бред Пит (Trademark) не может быть старым, как не может быть старым, например, Барт Симпсон или Дональд Дак. Лучшие стилисты Голливуда могут лишь ценой невероятных усилий в течение многочасовой сессии нанести на лицо кумира сеточку легких морщин. Но искусственность этой старости видна так же хорошо, как искусственная молодость на лице шестидесятилетней пергидрольной блондинки.
Бред Пит (Trademark) не постареет и не умрет. Разве может умереть, например, Кока-кола? В бесхитростных народных глазах БП – это наше все. Однажды, скромный работник видеопроката, убеждая меня взять фильм «Мексиканец» и видя мои колебания, привел бесспорный аргумент.
— В этом фильме снимался Бред Пит, — вкрадчиво сказал он, и, выдержав паузу, добавил, — а Бред Пит в плохих фильмах не снимается.
Что ж, чем не аргумент, чтобы посмотреть еще один хороший фильм. Ну, или хотя бы посмотреть на «старого» БП.
Не подумайте только, что «Вавилон» нудный или тяжелый. В фильме много забавного. Чего стоит диалог маленького американского мальчика (сын героя Бреда Пита) со взрослым племянником его (мальчика) няни-мексиканки:
— Куда мы едем?
— В Мексику.
— Папа говорит, что там очень опасно.
— Да. Там полно мексиканцев.