Рецензия на фильм «Параграф 78»

 

Режиссер: Михаил Хлебородов

В ролях: Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Анастасия Сланевская, Азиз Бейшеналиев, Григорий Сиятвинда, Станислав Дужников, Анатолий Белый, Юсуп Бахшиев

Автор: Алексей Коропский

Сбылась мечта несчетной армии почитателей отечественного телевидения и шансона – русские перестроечные сериалы про бандитов и «хороших парней» вышли на большие экраны. Факт несомненно прискорбный, но, увы, не выбивающийся из общих тенденций. 
«Параграфу 78» свойственно все то, что буйным цветом цвело на центральных федеральных телеканалах в неспокойные 90-е. Беспомощный сценарий, ужасающие своей неестественностью и безжизненностью диалоги, чрезвычайно простой и прямолинейный монтаж и, самое главное, абсолютно бездарные актеры в картонных ролях – все это вызывает желание покинуть кинозал уже где-то на десятой минуте фильма. 
Сюжет картины, если попытаться его нащупать, напоминает отечественную адаптацию «Обители зла» с идеями из «Охотников за разумом», переоцененными в контексте русских полей и березок. Время действия смещено куда-то в неопределенное будущее, когда уже закончилась эпоха Путина, в России легализовали наркотики, но пункты приема цветного металла еще не закрыли. Совершенно не изменившийся за эти долгие годы Гоша Куценко опрометчивым решением высшего военного руководства ставится во главу спецотряда, которому предстоит долго и, в общем, бесцельно бродить по каким-то освещенным подземельям, в народе называемым секретной ракетной базой. В этих декорациях и разворачивается соревнование между Куценко, еще одним героем телесериалов Владимиром Вдовиченковым и случайно забредшей на съемочную площадку певицей Славой на худшее актерское исполнение «любовного треугольника». Зрелище удручающее. 
Как-то невольно на ум приходит бессмертное утверждение шекспировского Гамлета, о том, что «мир вывихнут». Совсем не укладывается в голове, как могло так произойти, что с началом девяностых годов прошлого века русская актерская школа внезапно вымерла. Подумать только, всего каких-то 20-30 лет назад даже самая эпизодическая роль в кино была исполнена с такой тщательностью и мастерством, что даже задумываться не приходилось о том, что на экране всего лишь актер, играющий свою роль. А сегодня нам подсовывают Куценко и Вдовиченкова, не способных без запинки даже произнести свое имя, не то что изобразить хоть какою-то более или менее правдоподобную эмоцию. И это главные роли. 
Впрочем, деградация ощущается в «Параграфе 78» повсюду: в рекламе (или как сейчас модно говорить, продакт-плейсменте), количество которой зашкаливает, как концентрация лизергиновой кислоты в яде реликтового паука в это время года; в примитивном юморе, строго выдержанном в стиле низкосортных бульварных детективов, по которым и снимаются подобные фильмы; в саундтреке, основу которого составляет время от времени звучащая робкая пионерская барабанная дробь. Даже в том факте, что киргиз Азиз Бейшеналиев читает китайскую книгу о жажде смерти у японских самураев, сложно проследить хотя бы призрачный намек на иронию вместо банальной глупости. 
И в свете всего этого, просто поражает самоуверенность создателей фильма, разбивших свой «шедевр» на две части, запускаемые в прокат с разницей в месяц. Этот прием едва сработал с тарантиновским «Убить Билла», а тут вообще сложно представить себе человека в здравом уме, который добровольно пойдет на просмотр второго фильма «Параграф 78», увидев первый. 
Сложно сказать, что же так кардинально изменилось в сознании соотечественников, раньше восхищавшихся фильмами Гайдая, Рязанова и Данелии, а теперь с удовольствием поглощающих «Бандитский Петербург», «Ментов» и «Параграф 78», но вот вектор этого изменения направлен явно куда-то не туда. Остается только надеяться, что может быть со временем такие фильмы будут собирать все меньшую аудиторию, и кто-то в киношных кругах задумается и правильно соотнесет причину и следствие… Но до тех пор зрителям не остается ничего, кроме как терпеливо ждать и продолжать участвовать в этом затянувшемся эксперименте под названием «возрождение российского кино».

Полная версия сайта