Рецензия на фильм «Сестры в ссоре»

 

Режиссер: Александра Леклер

В ролях: Франсуа Берлеан, Брижитт Катийон, Мишель Вийермоз, Кристиана Милле, Александр Бофис, Орор Отей.

Автор: Анатолий Филатов

Если и есть на свете фильм, к которому идеально подходит растасканное на множество аллюзий, размноженное бесконечными цитатами и порядком уже замыленное заглавие веселой книжечки Эрленда Лу «Наивно. Супер», то это именно «Сестры в ссоре». Фильм действительно «наивный» и в самом деле «супер», причем редкость в наши злые деньки ни с тем, ни с другим авторы не переборщили.
История банальна, как 99 процентов всех историй, случающихся в этом мире. Одна сестра живет в Париже, нигде не работает, ничего не умеет, на кредитную карту муж регулярно кладет круглые суммы, с шестилетним сыном разговаривает, как с собачкой то есть не дожидаясь, что он скажет что-нибудь в ответ. Другая из провинции, ни мужа, ни сына ее мы так и не увидим, по профессии косметолог и «королева эпиляции», небогата франками, зато вся как на ладони, не умеет запирать сердце в клетке ребер. Сестры встречаются раз в три года. Луиза приезжает к Мартине в Париж, чтобы изменить свою жизнь. Она не может не писать книги. Ей нужен издатель. Дальше начинается карусель, занимайте ваши места.
Фильм, снятый в 2004 году, в лучшие свои моменты открывает истинное лицо даже самым невнимательным. Абсолютное безвременье. Сцена в издательстве прямиком из 70-ых, противопоставление маленького и робкого человека огромной машине: кованые двери, «домофон», в котором так и не раздастся человеческого голоса, секретарша, похожая на робота. И все это рушится в одно мгновенье: двери Луиза легко открывает сама, секретарша начинает смеяться и будет рада помочь, главный редактор улыбнется и пожмет руку. Метаморфоза неожиданна, стремительна и тем прекрасна. Это как если бы вы вышли на улицу в сильный дождь без зонта, в промокающих ботинках и не нашли на остановке ни одного автобуса, и вдруг останавливается машина, в ней лучший друг детства, который никуда не торопится. Мир меняется за одну секунду, меняется к лучшему. Безвременье здесь равняется вечности.
Такая временная «потерянность» «Сестрам в ссоре» очень к лицу. Вечный Париж, бессмертная «Травиата», и рядом современное абстракционистское искусство в картинной галерее. Луиза знает наизусть слова арии и подпевает старому телешоу, идущему в повторе. Такие мягкие, почти бархатные контрасты рождают удивительно цельное впечатление: картина сделана с любовью, случайностям в ней не место. Если в опере Луиза подпевает сквозь слезы в гордом одиночестве (Мартина сидит рядом с лицом каменного чучела с острова Пасхи), то ночью, дома, напр тив телевизора, поют и кривляются они уже вдвоем. Прошел всего один день. Прошел целый день. Всего их будет три, три дня вторжения теплых домашних Луизиных привычек в светское общество Мартины, которая ради него пожертвовала своим прошлым и частью себя.
Трагедия Луизы в том, что она хочет изменить свою жизнь, но не может менять себя. Трагедия Мартины в том, что она хочет изменить себя, но не может изменить свою жизнь.
Эту головоломку можно решить, она и решится в конце концов после уморительного рассказа о любовнике, после слов «Я десять лет сплю с трупом», после торжества несправедливости, морального линчевания, устроенного Мартиной Луизе. Головоломку решат дорогой ценой, и все таки.
Когда мы вышли из кинозала, увидели на автобусной остановке реанимационную машину. В нее грузили парня, судя по всему, с передозировкой. Так вот, после таких фильмов, как «Сестры в ссоре» — нежных, острых и пронзительных одновременно такие случаи кажутся чем-то из параллельной Вселенной, и верить своим глазам совершенно не хочется. Но именно способности не отворачиваться от них мы и обязаны в том числе именно таким фильмам.
P.S. Изабель Юппер (Мартина) божественна, как, впрочем, и всегда. Но именно благодаря Луизе — Катрин Фро мы получили фильм, глядя который не хочется даже моргать, боясь пропустить что-то важное. Потому что «важное» здесь — все.

 

Другие рецензии:  Олег Анохин,

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта