Рецензия на фильм «Ультиматум Борна»

 

Режиссер: Пол Гринграсс

В ролях: Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Скотт Эдкинс, Джоан Аллен, Джои Анса, Даниэль Брюль, Крис Купер, Брайан Кокс, Дэн Фреденбург, Том Гэллоп, Кори Джонсон, Джулия Стайлс, Дэвид Стрэтэйрн

Автор: Алекс Экслер
Совершив идентификацию и доказав свое превосходство, Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) вместе с ребятами из Universal решил не останавливаться на достигнутом, а замочить уже все это ЦРУ к чертовой матери. Но сначала он все-таки должен докопаться, кто он, что он, зачем он, почему и какого черта с ним сделали. Вот интересует его этот вопрос, и все дела. В конце концов, парню все равно нечем заняться, потому что единственное, что он умеет делать, — это выслеживать и убивать, а деньги в кармане у него не заканчиваются никогда — есть у Борна такая приятная и удобная особенность.

А тут журналист Саймон Росс (Пэдди Консайдайн) задачку подкинул: он опубликовал в газете совершенно секретную информацию о том, кто такой Джейсон Борн и как он связан с совершенно секретной церэушной программой "Замочилово", которая позволяет убивать кого угодно, где угодно и по какому угодно поводу, лишь бы это нравилось лично господину Ноа Восену (Дэвид Стретэйрн), заместителю директора ЦРУ.

Разумеется, этот журналист сразу заинтересовал и Джейсона Борна, и лично господина Ноа Восена, который со своими парнями тут же организовал за журналистом слежку и даже вызвал Специалиста — так называется человек, который немедленно убивает по заданию ЦРУ. Борн успел раньше, поубивал груду церэушников, но журналисту все равно не повезло — дело в том, что Специалист обладает редкой способностью: имея на руках фотографию заказанного персонажа, он может мгновенно найти его в таком пустынном месте, как вокзал Ватерлоо в Лондоне, занимает правильное место для выстрела и простреливает клиенту башку.

Но журналист много чего раскопал, поэтому Борн, в свою очередь, примерно знает, где и кого ему искать. Он и ищет, переезжая из страны в страну по своим паспортам, выданным ему ЦРУ, а Восен в бессильной злобе мечется по штаб-квартире, требуя от своих людей немедленно уничтожить Борна. Честно скажем, Восен просто дурак. Он не знает, что Борн — неуязвим. Его в свое время так натренировали, что высылай против него хоть двоих спецназовцев, хоть целый полк — все равно Борн их всех положит фактически голыми руками и сбежит. Кроме того, он умеет проходить сквозь стены, у него есть карточки-отмычки ко всем суперсекретным замкам ЦРУ, так что у Восена нет шансов.

А вот работница ЦРУ Памела Лэнди (Джоан Аллен) понимает, кто такой Борн. Поэтому она — за Борна и против Восена. Памела много раз говорила Восену, что не стоит отдавать приказ грохать кого угодно за малейшую провинность, а он ее так и не послушал. При этом не понятно, почему Восен с подобными наклонностями не грохнул Памелу. Впрочем, может быть, просто режиссер не разрешал.

А Борн… Борн будет бесконечно убивать спецназовцев и посланных киллеров, грустить по потерянной еще в прошлом сиквеле Мари и выяснять, каким образом его сделали машиной для убийства, но нормально не трудоустроили.

М-да. Честно говоря, после первого сиквела "Превосходство Борна", который мне совершенно не понравился, второй я и смотреть-то не собирался, тем более что его снял тот же режиссер — Пол Гринграсс. (Первый фильм "Идентификация Борна", напомню, снимал Дуг Лайман.) Но "Ультиматум" с самого начала проката собрал просто фантастическую кассу и вызвал такой восторг у зрителей (картина уже входит в Top250 на IMDB, а это обычно что-то значит), да и рецензии киношников, посмотревших "Ультиматум" на пресс-показах, были почти все как одна восторженные, и я решил, что нужно все-таки сходить посмотреть: может, Гринграсс ко второму сиквелу исправился? Хотя у меня, если честно, на это было очень мало надежд.

Посмотрел. Вышел из кинотеатра в полном недоумении. Потому что фильм, на мой взгляд, больше чем на троечку никак не тянет. С чего вдруг такие восторги — совершенно не понятно. Правда, тут нужно учитывать, что в российском прокате фильм еще и традиционно испохабили переводом (такое ощущение, что перевод делал человек со словарным запасом слов в двести), однако это не тот случай, когда перевод может убить весь фильм, — собственно, это же боевик, так что диалогов тут мало.

Над сценарием работали аж три человека, но соорудить что-нибудь более или менее свеженькое у них не получилось просто по определению. "Борн", который изначально делался как антибондиана — обычный паренек, превращенный спецслужбами в машину для убийства, ищет правду на этом свете, — постепенно и неуклонно превращается в новый вариант этой бондианы, теряя хоть какие-то признаки реалистичности. Если в первой части Борн еще вполне живой человек, а ЦРУ хоть как-то похоже на то, что оно собой представляет в действительности, то во второй, а особенно в третьей части Борн уже превратился в неубиваемого киборга, который мочит всех быстрее, чем кролики трахаются, и с которым не совладает ни один спецназовец.

О "ЦРУ" в этом фильме лучше вообще молчать. Более дебильной организации, чем то, что изображено в "Ультиматуме", трудно и придумать. Ноа Восен — ну просто зайчик какой-то. Постоянно сурово хмурит брови и требует убить этого, этого, того, ту и еще человек десять — ну просто до кучи. Журналист какой-то статью написал? Грохнуть его! Причем желательно — на вокзале в чужой стране, чтобы до кучи еще кого-нибудь пришибить — какого-нибудь англичанина. Борн где-то возник? Грохнуть его. Не получилось? Опять грохнуть. Снова грохнуть. Да грохните же вы мне этого Борна! Девка какая-то церэушная вроде как Борну помогла? Грохнуть ее! Немедленно!

Впрочем, если посмотреть на то, какие доходяги эти церэушники в фильме, становится понятно, почему Борн их всех делает, как котят. Суперсекретная организация сидит в здании из стекла и бетона, все важные документы читаются в непосредственной близости от окон, на которых принципиально нет штор, все важные сейфы стоят так, чтобы из окна напротив можно было бы увидеть набираемый шифр, а уж если какому-то вшивому Борну вдруг понадобится пробраться в кабинет замдиректора ЦРУ — да нет проблем, он проберется туда в момент и даже не запылится. Сценаристы даже не стали заморачиваться вопросом того, как разыскиваемый парнишка пробрался в кабинет замдиректора ЦРУ, — а просто пробрался, вот и все. Он же шустрик, этот Борн. Кроме того, все цереушники свалили ловить Борна на улице, так что в лавке никто и не остался — гениальный ход!

О романтике не забыли — ну как же… О давно убитой в чисто сценарных целях Мари Борн вспоминает непрерывно. Для некоторого оживляжа ему подбросили церэушную старлетку Никки Парсон (Джулия Стайлс), которая уже фигурировала в "Превосходстве", и здесь с ней даже сделали сцену покраски волос, присутствующую в первом фильме. Но Никки Парсон Мари заменить никак не может: во-первых, потому что в сердце Борна Мари живее всех живых, а во-вторых, потому что Никки Парсон, судя по ее поведению, такая дура, что просто удивительно, как ее вообще взяли в ЦРУ. Точнее, неудивительно, потому что в ЦРУ, судя по "Превосходству" и "Ультиматуму", все такие.

Никки все время смотрит на Борна невероятно тупым взглядом, в котором читается что-то вроде: "Вот сейчас попробую разыскать у себя хоть какие-нибудь мозги, и ими, может, получится подумать", и это, вероятно, намек на романтику.

Еще одна вещь, за которую Гринграсса и его оператора нужно убивать просто на месте, — манера съемки. Даже в первом сиквеле эта долбаная дерганая камера уже ухитрилась достать просто до невозможности, но в "Ультиматуме" Гринграсс фактически достиг совершенства: возникает полное впечатление, что оператор понятия не имеет, что такое штатив и как снимать так, чтобы картинка была более или менее ровной, поэтому все снимается практически "с плеча", камера все время дергается, лица дергаются, картинка дергается, и лично мне хотелось просто встать и уйти — ну невозможно смотреть фильм, который снимается оператором в состоянии эпилептического припадка.

Знающие люди мне рассказали, что это теперь модно — мол, возникает эффект документальности. Ребята! О какой "документальности" может идти речь с таким дебильным сценарием? Они снимают обычный боевик — сиквел не первой свежести, в котором ничего не осталось от первого "Борна". Ну и на черта его еще уродовать этой эпилептической камерой — вот этого я никак не могу понять!

Ну и после всех этих ругательств возникает вопрос: что, фильм действительно так плох и в нем вообще нечего смотреть? Да нет, со зрелищной частью они явно поработали, и это несколько скрашивает все остальное безобразие. Эпизоды на вокзале сняты эффектно и динамично, несколько автомобильных погонь смотрелись вполне достойно, а уж сцены беготни по крышам в Танжере сделаны просто отлично. Сражения Борна со сцецназовцами чисто теоретически тоже сделаны неплохо, но дерганая камера все усилия постановщиков сводила на нет: при такой технике съемки можно было и не стараться оттачивать схватки до мелочей, ведь все равно ни черта не видно.

Так что погони на машинах, драчки и всякий там паркур — единственное, что можно посмотреть. Судя по всему, большинству зрителей и рецензентов этого было вполне достаточно, и они смогли отрешиться от идиотизма сценария, совершеннейшей блеклости и картонности персонажей, ну и от трясучки оператора. А я отрешиться так и не смог. И когда читал о том, что "Ультиматум", дескать, держит в напряжении от начала и до конца, и о том, что там вообще сплошной адреналиновый драйв, — был жутко удивлен. На мой взгляд, удачные экшен-сцены не могут полностью компенсировать тот дурдом, который они наснимали.

Однако еще раз подчеркиваю — я со своим негативным мнением явно нахожусь в меньшинстве. Фильм прокатывается просто отлично, зрители в основном в восторге, а мы с Бубликом, соответственно, не врубились и не оценили. Видать, так оно и есть — не врубились и не оценили. Но высказать свое мнение — имеем полное право. Фуфло этот ваш новый "Борн", вот и весь наш сказ. От весьма симпатичного первого "Борна" не осталось и следа. И даже Мэтт Дэймон стал напоминать пародию на самого себя из "Команды Америка", уж на что он действительно хороший актер.
Оценки по пятибалльной системе:
Зрелищность 4
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий -2
Кратко о фильме — фигня с беготоней
Нужно ли смотреть — решайте сами 
(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  Анатолий Филатов, Олег Анохин

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта