Как поступают монголы

Рецензия на фильм «Монгол»

 

Режиссер: Сергей Бодров

В ролях: Таданобу Асано, Хулан Чулуун, Амаду Мамадаков, Басан, Алия, Хэ Ци, А Юэр, Однам Одсурэн, Хонлей Сан, Амарболд Тувшинбаяр, Баярцэцэг Эрдэнэбат

Автор: Алексей Коропский

Бесконечные суровые монгольские степи, чужие молчаливые горы, жесткий холодный снег или черепки растрескавшейся земли под ногами… Здесь нет места амбициям, нет места своеволию. Здесь каждый живет в строгом согласии с традициями и устоями. Да, они прекрасные воины, может быть даже лучшие в мире, но это — просто необходимость, ведь нужно кормить и защищать семью. Да, они чужды ласки и нежности, но и жестокость здесь не возведена в культ. Просто однажды одно пламенное сердце сохранило свой огонь вопреки всем тяготам и невзгодам и озарило сиянием полмира. Это сердце билось в груди одного из величайших людей в истории человечества, и имя ему Темуджин, великий Чингисхан.  

Историческое полотно Сергея Бодрова-старшего «Монгол» не похоже ни на один фильм, выходивший прежде, а тем более о Чингисхане. Этот фильм рассказывает вовсе не о тех событиях, благодаря которым имя Темуджина навечно вписано в историю человечества, а о гораздо более важном — о становлении характера и личности, об уникальных по своей жесткости и жестокости условиях, в которых закалялся стержень непреклонной властности и силы, подчинившей себе почти всю Азию. Ведь именно самые ранние годы определяют то, каким станет человек.  

А еще это фильм о любви — о любви, дающей силу, о любви, запрещающей сдаваться. О любви, ради которой стоило бороться.  

Но, пожалуй, главное отличие «Монгола» от прочих исторических художественных фильмов — это максимальное соответствие сюжета реальным фактам. Сергей Бодров во время работы над сценарием провел больше года, исследуя работы историков, посвященные Чингисхану, а в частности труды выдающегося ученого Льва Гумилева. И по признанию многих историков, специализирующихся на исследованиях Монголии тех времен, «Монгол» Бодрова весьма близок к современным представлениям о детстве и взрослении великого полководца. Конечно же, не обошлось без художественных добавок, иначе фильм превратился бы в визуальную диссертацию или просто документальную ленту. Но даже эти добавления не рассогласовываются с научными фактами. Например, из биографии Темуджина во всех источниках выпадает около 10 лет и существуют гипотезы, что это время будущий Чингисхан провел в китайском плену, что и показано в «Монголе».  

И все же, гораздо важнее документальной составляющей художественный аспект фильма, его ценность как объекта культуры. «Монгол» необычайно, потрясающе красив. Он красив бескрайней живописностью пейзажей, на фоне которых даже столь великий в будущем человек, как Темуджин, кажется не более чем занесенной ветром песчинкой, а многотысячные армии — мелкой галькой под палящим полуденным солнцем. Он красив проникновенными крупными планами, выявляющими не форму, а суть. Он красив искренностью чувств и отношений, внешней прямолинейностью и бесхитростностью интенций и поступков, маскирующей тончайший расчет и толику везения. Он красив ошеломляющими батальными сценами, ради которых актеры ломали руки и ноги. Он красив необычайной музыкой, точнее тем, что принято так называть — это действительно удивительный саундтрек, всеобъемлюще и колоритно создающий живой образ времени, духа и характеров. «Монгол» красив своей гармоничностью.  

Этот фильм — один из тех очень немногих случаев, когда выражение «невозможно оторвать взгляд» не является художественным преувеличением или приукрашиванием. Действительно, «Монгол» ни разу не дает повода хоть на мгновение отвлечься от происходящего на экране, даже для того, чтобы хотя бы оглянуться за на других зрителей в зале, следуя забавной привычке монмартрской девицы Амели Пулен. Словно маятник гипнотизера, изображение на экране притягивает завороженные взгляды, и зрители, очарованные этим зрелищем, как приклеенные сидят в своих креслах, совершенно не замечая немалый хронометраж картины. Несомненно, в этом заслуга операторов фильма Рогира Стофферса и Сергея Трофимова, а также одаренного якутского художника Даши Намдакова, создавших целую визуальную реальность, в мельчайших деталях живописующую действительность времени, о котором идет речь в фильме.  

Не последнюю, а скорее даже одну из главных ролей в удержании особенной атмосферы фильма играет тот факт, что все его герои говорят по-монгольски. Было бы бесконечно глупо, если бы монголы XII-XIII веков говорили бы по-английски, и трагически смешно, если бы по-русски. Это видится настолько естественным, что, думается, сомнений в выборе языка, на котором будет сниматься фильм у Сергея Бодрова и не было, иначе бы вся затея превратилась в фарс. Кроме того, в отличие от, например, неизбежно приводимого в сравнение Apocalypto Мела Гибсона, здесь все герои говорят на живом языке, даже больше — на родном языке, ведь актеров немонголов в фильме единицы. Но чтобы смотреть «Монгол», конечно же, не нужно быть полиглотом: перевод на русский язык на протяжении всего фильма осуществляется войсовером (а не непривычными для массового русского зрителя субтитрами, с которыми фильм выйдет в США). Такой подход к переводу позволяет совершенно не отвлекаться от повествования, оставаясь целиком погруженным в картину.  

Если речь зашла об актерах, то стоит выделить, конечно же, звезду японского кино Таданобу Асано в главной роли. Специально выучив монгольский язык, он так глубоко вошел в роль, что невозможно на экране разделить актера и его персонаж — они составляют единое и неделимое целое. Блестящую пару Асано составляет монгольская актриса Хулан Чуулун в роли той единственной, ради которой и вознесся над миром величайший завоеватель в человеческой истории. И примыкает к ним Сун Хунлей, неунывающий Джамуха, чья роль, несомненно, достойна не меньших похвал.  

Настоящее кино не имеет национальности. И если во время просмотра какого-либо фильма посещают мысли вроде «для российского кино неплохо», «это прорыв в азиатском кино» или «рядовой голливудский фильм», то эти ленты даже недостойны внимания. Смотря «Монгол» не задумываешься о национальной принадлежности картины или ее создателей. Он не имеет национальности, это настоящее кино. Кино высшей пробы, ошеломляющее кино. В честь этого фильма загремит гром, но это не Тэнгри рассердится, это будут расцветать огненные цветы салютов, возвещающие о рождении великого «Монгола».

Другие рецензии:  Олег Анохин
Полная версия сайта