Рецензия на фильм «Волчок»

 

Режиссер: Василий Сигарев

В ролях: Яна Троянова, Полина Плучек

Автор: Анатолий Филатов
Если существует вообще кино вне временного пространства, то «Волчок» явно из этого племени. Если существует кино, о котором можно сказать словами Егора Летова «Как в мясной избушке умирала душа», то и это будет как раз про «Волчок». Если существует вообще на свете кино, способное вызывать схожие с прозой писателя Ильи Масодова эмоции, то это именно «Волчок» и есть. Только все это вовсе не значит, что «Волчок» – хорошее кино, ведь плесень – это не всегда сыр и пенициллин, иногда это просто плесень. К счастью, не в этом случае.

Отхвативший сразу две престижные награды последнего «Кинотавра», «Волчок» вообще сложно рекомендовать к однозначному просмотру кому-либо. Оптимисты отсекаются сразу, здесь для них не припасено ни единого кадра, включая титры. Пессимистам показывать подобные зрелища не рекомендуется по причине обычной для последних неадекватности: им, что называется, в радость будет, конечно, заявить: «Ну а я что говорил!», но какой смысл? Реалисты, как люди, обычно ценящие время и деньги, вообще не склонны к подобной рефлексии: ну да, человек рождается в боли, а умирает в зловонии, а все, что между – это жизнь и есть, так что если кто-то не смог отречься от боли, а кто-то – перерасти зловоние, то это его собственные проблемы. Ясное дело, что в природе все эти сущности встречаются так же редко, как незанятая парковка в центре города, но все же. Однако пиетет, очевидно испытываемый снобистски ориентированными изданиями к продукции компании «Коктебель», впрочем, не дает пройти мимо «Волчка», не удостоив его даже взглядом.

Дебют режиссера Сигарева с первого взгляда кажется тупым и монотонным, как речь высшего городского милицейского начальника. Все в нем кажется знакомым и понятным, виденным и слышанным уже не раз: нищета, разруха, одиночество, пустота, бесперспективняк, холод, голод, страх, ненависть, злоба, похоть, жестокость, отчуждение. Так оно все и есть, чего тут скрывать, и если, проезжая по хорошо залатанной ночной трассе среди городских огней в «бэхе», за которую вовремя успели выплатить кредит, вы лично этого не замечаете, не чувствуете и не видите, то не стоит всерьез рассчитывать на то, что «жизнь – она вот здесь и сейчас». Но кино, естественно, не об этом, иначе бы мы о нем вообще не говорили (да и не только мы).

Дело в том, что не всякое грехопадение представляет собой равносторонний треугольник: «человек-искуситель-соблазн». В одну минуту вкусить яблоко познания, нарушив тем самым святейший запрет, практически невозможно: в эту пропасть нужно лететь бесконечно долго, ломая и круша все на своем пути, и лишь тогда само понятие «грехопадение» обретает свой истинный смысл. Но, судя по всему, одним лишь яблоком познания райский сад не ограничивался: было в нем и яблоко незнания. Яблоко незнания, отведанное однажды, пустит корни внутри (не будем сейчас про душу, о ней позже), заставляя отрекаться от близких, предавать родных, плясать на костях, отдаваться инстинктам, как последний зверь, уже при жизни, здесь, на Земле, а не в райских садах или прочих эмпиреях. Не видеть, не слышать, не знать, не замечать, не смотреть, не чувствовать. Пить, глумиться, исходить на кровь, пот и мочу, плевать, топтать, терять даже не Бога в себе, а себя в Боге, отрекаясь от него и от чад своих – такой вот обмен.

Все это в декорациях до ужаса стремного армейского городка, где живет маленькая неполная семья – мама и дочка – производит впечатление из ранга неизгладимых. Мать стремительно катится в пропасть, вначале не замечая дочь из-за вечерних посиделок, а после и вовсе забывая о ее существовании, занимаясь поутру сексом с безымянным жлобом на их общей кровати. Дочка ходит на кладбище, душит ежиков, кушает гематогенки, поет песенки мертвецам, крутит игрушечный волчок и ждет свою мать. Изначально может, конечно, показаться, что они на одной плоскости этого самого волчка – и крутятся, соответственно, в одну и ту же сторону. Одни и те же поступки изо дня в день, тупое и бессмысленное проживание (о котором певцы народных свобод так любят кричать: «Надоело выживать! Хотим жить!»), но это не совсем так.

Мама и дочка никогда не встретятся не потому, что кто-то из них на поверхности этого волчка впереди, а кто-то – за спиной. Они просто по разные стороны его плоскости, соответственно, и кружиться им вечно тоже придется в разных направлениях, хотя бы и по одной координатной оси. Дочка со своим смурным взглядом без единой улыбки все-таки умеет ждать, умеет верить и умеет любить, а то, что объект любви получился вот таким… Не ее вина. Других у нее все равно нет. И пусть она никогда их так и не обретет (финал у фильма, скажем откровенно, отнюдь не жизнеутверждающий), судить ее за это невозможно. Она уже едва ли не с младенчества обрела ту святость, ради которой уходят в монастыри, строят храмы и пишут иконы. Мама вернется, надо надеяться. Мама вернется, надо верить. Мама вернется, надо любить.

А то, что на спине у нее целый выводок похотливых чертей, воняющих водкой, так с этим, наверное, можно справиться. Как-нибудь.


Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта