Во имя добра

Рецензия на фильм «Короткое замыкание»

 

Режиссер: Борис Хлебников («Позор»), Иван Вырыпаев («Ощущать»), Петр Буслов («Срочный ремонт»), Алексей Герман-мл. («Ким»), Кирилл Серебренников («Поцелуй креветки»)

В ролях: Yuriy Chursin, Ivan Dobronravov, Alexei Filimonov, Karolina Grushka, Karim Pakachekov, Alexander Yatsenko

Автор: Анатолий Филатов
Перефразируя желтокафтанного классика, “если молодые режиссеры объединяются, значит, это кому-нибудь нужно?”. Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников и Петр Буслов, укрывшись под общим забралом киноальманаха “Короткое замыкание”, предлагают соотечественникам и всем желающим пять небольших новелл о разных ликах любви. Смотрится все это, несмотря на очевидный разнобой в творческих методах и подходах, очень свежо, более того: “Короткое замыкание” если и не сильнее любого “сольного” фильма любого из его авторов, то уж, по крайней мере, превосходит их по редкому для нынешнего отечественного кино показателю – уровню неподдельного альтруизма, любви к жизни и, наконец, любви к собственному зрителю. Если учесть, что веселого, позитивного и светлого в “Замыкании”, откровенно говоря, немного, результат на выходе поражает особенно сильно.

Открывает “Замыкание” Борис Хлебников с “историей прямого действия” под емким названием “Позор”. Журналист, получивший задание написать “актуальную” статью про ремонт теплотрассы, отправляется к месту задания и, пребывая в некотором тумане, как-то походя решает проблему всей жизни двух дворовых полуидиотов – Оли и Коли. Коля пишет на пресловутой теплотрассе “Оля-сиська”, выражая тем самым неподдельность своих чувств, а Оля, будучи особой недалекой, никак не может догадаться о причинах такого поведения. Неожиданное вмешательство репортера, бессмысленность существования которого в одну секунду меняется на исключительность и востребованность, раздвигает грани обыденности бытия, превращая заштатного писаку чуть ли не в ангела-хранителя только лишь одной силой смены угла зрения. Эффект – колоссальный, новелла Хлебникова – первая большая удача “Короткого замыкания”.

Автор гедонистической “Эйфории” и манихейского “Кислорода” Иван Вырыпаев отметился в альманахе с притчей-отрицанием вербализации как средства общения, “Ощущать”. О ней сложно говорить однозначно, и именно в контексте свежеиспеченного “Кислорода”. Если Вырыпаев всерьез считает, что все изреченное – не то чтобы даже ложь, а суть блядство, пошлость и самоуничижение, то почему тогда герои его последнего фильма только и делают, что бубнят невнятные монологи о “легких танцорах” и “кислородных лопатах”, которые воспринимаются как откровения исключительно людьми в измененном состоянии сознания. Не оставляя словам и звукам права на жизнь, недвусмысленно упрекая их в полной “зашкваренности”, Вырыпаев оставляет будущее за эмоциями. История о двух молодых людях, решительно не понимающих друг друга, явно имеет что-то общее с Вавилоном. Только вот с башней или блудницей – это большой вопрос.

Наиболее тяжелой для восприятия и вместе с тем самой обнадеживающей частью “Замыкания” можно, пожалуй, назвать главу “Срочный ремонт” от автора “Бумеров” Петра Буслова. Блестящий Иван Добронравов играет немого сапожника, который влюбляется в обладательницу бирюзовых туфелек, отданных ему на починку. По мере приближения роковой встречи с их владелицей сапожник тихо и неотвратимо сходит с ума – бессмысленности и мощи такого жеста невозможно ни завидовать, ни сопереживать: от подобных выбросов энергии в мире обычно становится на пару измерений больше. Обстановка нагнетается мастерски, здесь Буслов явно в своем репертуаре, и в точке пересечения трех прямых – сапожника, девушки и ее виртуального бойфренда, истерично болтающего по сотовому – наступает полный коллапс. Передозировка любовью, кровью и болью, выраженная в двух коротких взглядах, не оставляет зрителям ни малейшего шанса: тут все очень серьезно, полный штурм-унд-дранг. “Добро” Буслова – очень специфическое, но оно в результате оказывается и самым действенным: в то, что ради одной подобной секунды стоило пресмыкаться и ползать где-то внизу всю жизнь, оставаясь незаметным для небожителей в бирюзовых туфлях, не поверить просто невозможно.

Алексей Герман-младший, рассказывая сложноописуемый анекдот о любви помешанного корейца к медсестре из дурки, недалеко ушел от собственного “Бумажного солдата”, так что, при всем желании, ближе к отцу не стал, хотя и очень старался. Все-таки фамилия – великая вещь, если, конечно, эта фамилия не Бондарчук. Медсестра смывает ледяной водой из шлангасобственный силуэт на асфальте, горизонт уходит в море, безлюдные пространства оживают, пациенты дурдома безмолвно снуют туда и сюда, придавая происходящему до неприличия ирреальный оттенок. Герман-младший может сколько угодно клясться в любви к собственному отцу, но в “Киме” в глаза бросается, в первую очередь, неуемная любовь к самым испытанным приемам Феллини. Впрочем, от этого менее впечатляющим результат не становится: “Ким” — краткое, но уверенное воплощение единожды избранной режиссером эстетики, и то, что с любовью здесь все очень наглядно в самом буквальном понимании слова, лишь добавляет этому решению элегантности.

Безответственнее и бодрее всех к делу подошел Кирилл Серебренников со своим “Поцелуем креветки”. Пересказывать, путь даже и частично, эту составляющую “Замыкания” — элементарная человеческая подлость, так что рекомендуется запастись чувством юмора (тем более, в предыдущих эпизодах оно вам, кажется, не особенно пригодилось) и отправиться в Маленькое Большое Путешествие неизвестно куда. Результат вполне предсказуемый у людей, которыми движет озорство и баловство, все получается если и не лучше, то, по крайней мере, веселее чем у прочих.


Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта