Маленькие человечки
Рецензия на фильм «Девять»
Режиссер: Шэйн Экер
Я совершенно уверен маленькие человечки где-то есть, там, здесь.
Я уверен совершенно маленькие человечки здесь есть, где-то там.
Предоставь нам развеять твои сомнения, изменить твое мнение.
Ты думаешь, кто устраивает солнечное затмение,
кто сидел внутри электронных аппаратов на фестивале “Глобальное потепление”,
ведь не сами же эти железяки издавали те звуки,
что, скажешь это против науки?
Режиссер «9» Шэйн Эйкер, по признаниям очевидцев, несколько не в своем уме. Этот довольно молодой и, в общем-то, весьма симпатичный человек проводит свой досуг на помойках, собирая железяки, красивые тряпочки, винтики-шпунтики и прочий хлам с тем, чтобы после прийти домой и натурально вдохнуть в них душу, сотворив из находок очередного карманного уродца. Таких людей полным-полно в любом городе, но не каждый, согласитесь, использует свои творения в качестве прообразов центральных персонажей короткометражных мультфильмов, которые в будущем заинтересуют двух полярно не похожих режиссеров с разных концов земного шарика настолько, чтобы те согласились стать продюсерами полнометражного творения созидающего плюшкина. Герои «9» настолько не похожи на всех тех, что мы раньше видели в так называемых «3-D animated» мультфильмах, что хочется одновременно провозгласить Эйкера гением современности и надавать ему по шее – за то, что теперь процесс уборки уже никогда не станет прежним: тряпочки, винтики-шпунтики и железяки, оказывается, вполне живые, нужно только уметь увидеть.
Та часть человечества, которая привыкла чтобы ее звали прогрессивной, хотя и не любит употреблять это слово по отношению к себе, ждала «9», как минимум, полтора года. Был «короткий метр» Эйкера с теми же персонажами, был фестиваль, а на фестивале главный приз за анимационное мастерство, были Бертон и Бекмамбетов, пространно рассуждающие в многочисленных интервью о возможном сотрудничестве над продюсерским проектом. Наконец все встало на свои места. «9» самый простой и самый сложный мультфильм конца нулевых – вышел на экраны, в России премьера состоялась в тот же день, что и в остальном мире. Алилуйя.
Если кратко, то человечество в очередной раз себя истребило, создав гвардию «терминаторов» , управляет которыми Машина-конструктор, способная собирать роботов из подручных запчастей. Железки взбунтовались, пошли войной на создателей, убили их всех, так что ученому-отцу Машины пришлось крепко поработать над своим заключительным проектом. Он – в этом персонаже Эйкер очевидно реинкарнирует самое себя – собирает 9 маленьких человечков, вдыхает в них душу и умирает. Теперь человечкам предстоит либо спасти этот мир, либо погибнуть самим.
Сразу и не поймешь, откуда в этих глазастиках с пуговицами и молниями на животах, мечами из ножниц, швами на лицах и дуршлагами вместо шлемов такая бездна обаяния. Но отмахнуться от нее совершенно невозможно: коротыши дышат, влюбляются и воюют как живые, так, что при ходьбе начинаешь внимательнее смотреть под ноги: не шмыгает ли там какая подобная мелочь. Эффект потрясающий: «9» настолько визионерски ориентированное кино (создатели, впрочем, предпочитают дикое слово «мультбастер»), что для всего остального в нем еста как-то и не нашлось. Сюжет? За такие «сюжеты» мы убивали и гораздо более достойных, что уж там говорить про очередной лепет об уничтожении человечества: как таковой приличной связующей нити в «9» просто нет. Но. Заметить этого не успеваешь по двум простым причинам. Во-первых, происходящее на экране ни на секунду не напоминает ни «Ледниковые периоды», ни «Шрека» (на которого хваленый «Аватар», кстати, похож чуть более, чем наполовину, если вдумываться, конечно, и на секунду отвлечься от фамилии Кэмерон в титрах), ни «Историю игрушек», ни даже «Валл-И» хотя уж тут-то сложно было удержаться от копирования. Каждый из девяти малышей – готовый герой для полнометражного спин-оффа.
«Хроники 9. Первый приходит к власти». «Хроники 9. Второй и последний ядерный реактор». «Хроники 9. Третий и Четвертый в поисках Ноева ковчега». «Хроники 9. Дерзкая вылазка Пятого». «Хроники 9. Летописи Шестого». «Хроники 9. Большая охота Седьмой». «Хроники 9. Восьмой и его магниты». Все это, при желании, представить себе совсем не трудно, как не трудно думать, валяясь на диване, о том, чем в этот самый момент занимается понравившаяся тебе накануне в клубе девочка или кто там вам нравится, я уж не знаю. Недаром толмач русской версии мультфильма литератор Глуховский уже вовсю строчит приквелы к истории «9» в надежде срубить мелкий прайс, пусть. Маленькие человечки заслужили того, чтобы их голос наконец-то услышали – хотя бы так, в виде мультфильма где на каждое упоминание слова «душа» найдется свой страх, свое одиночество и своя печаль. Короче, если встретите где-нибудь в районе помойки странного молодого человека, роющегося в контейнерах, не хмыкайте и не сплевывайте через плечо. Мало ли что.
Вот что я скажу вам на прощание:
не задавайтесь, дайте мне обещание,
ведь все на свете делают маленькие человечки:
и собирают пыль в пылесос,
и посылают сигналы SOS,
сталкивают тучи для молний во время гроз,
помогают силачам тянуть на рекорд с машиной трос,
делают дороги с большим количеством полос,
от выпадения волос выпускают шампуни,
они придумали красный сигнал светофора на него остановись, не гони,
по правде говоря, и этот текст написали они
В тексте использованы фрагменты текста песни «Маленькие человечки» группы «Самое Большое Простое Число», автор текста – Кирилл Иванов (с).