Рецензия на фильм «Я»

 

Режиссер: Игорь Волошин

В ролях: Артур Смольянинов, Оксана Акиньшина, Мария Шалаева, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Алексей Горбунов, Петр Зайченко, Андрей Хабаров, Влад Исаев

Автор: Анатолий Филатов

Возможно, худший фильм из всех, что я видел в своей жизни. Восьмидесятиминутная галлюцинация, полуторачасовой героиновый приход, сладкая аминазиновая тошнота, огромный картонный комок в горле после фистулы торена, истеричный смех после стакана молоканки, тупое залипание после соломенного мачья внутривенно, эфедриновый движняк, бархатная вязка галоперидола. Местного Христоса зовут Румын, и к кресту его не прибивают, а присверливают электродрелью – за то, что любил не тех, кого следовало, убил не тех, кого надо, а еще килограммами раздавал хмурый везде, где бы ни появлялся, – ну это так, мелочи. Наверное, лучший фильм из всех, что я видел в своей жизни.

Начнем немного издалека. Я, по правде сказать, не очень понимаю, что творилось в голове у тех, кто разрешал этому фильму широкий прокат по всей стране (о том, что у нас свободная страна и нет никаких цензурных комитетов, пожалуйста, не надо, ладно?). На моих глазах зал, и без того пустой на три четверти, покинула едва ли не половина присутствующих – в основном, молодые мамы с детьми и, в основном, после первых упоминаний о сильнодействующих наркотиках, сопровождаемых подробными визуальными иллюстрациями процесса их употребления. Молодых мам с детьми можно понять: все-таки, отправляясь в ясный солнечный теплый денек в кино на сеанс в 16:00 меньше всего рассчитываешь на то, что тебе продемонстрируют зрелище, рядом с которым «Реквием по мечте», «На игле», «Экстази», «Высший пилотаж», «Больше Бена» — и какие там еще фильмы с наркотической окраской любят приводить в пример, когда объясняют, что именно нужно запрещать и не пущать? – выглядят натурально ангельскими забавами, безвредными, как детская игра в крысу.

Конечно, если и сравнивать «Я» с чем-то, то, в первую очередь, на ум приходят фильмы Балабанова, причем, как можно догадаться из вышесказанного, вовсе не «Жмурки» с «братской» дилогией, а «Груз 200», «Морфий» и, пожалуй, «Про уродов и людей», фильмы, что называется, «с репутацией». Отличие тоже есть, причем немаловажное, так что копиистом Игоря Волошина назвать никак не получается: в отличие от старшего коллеги у него кино подчеркнуто визионерское. Тут и клиповый монтаж, и съемка на «цифру», и смакование ракурсов, и буйство красок: от практически черно-белой «дурки» до воистину валтасарова пира где-то на Магадане. Балабанов с легкостью обходился без этого, но Волошин-то снял кино о собственной юности, а это всегда накладывает свой отпечаток. Я не знаю, насколько точно переданы события той самой юности в фильме, мне, человеку лишь взрослевшему в 90-е, сложно представить, что в декорациях разваливающегося СССР и его ущербного отпрыска — Российской Федерации — могли происходить события, ни в чем не уступающие историям Хантера Томпсона и Ирвина Уэлша, но и оснований не доверять Игорю Волошину у меня тоже нет. Потому что такой градус мрака, такой курс ада (если на минуточку представить себе, что в аду вообще существуют какие-то курсы и направления), столь запредельный уровень отчуждения нельзя, кажется, «сочинить из головы», не пережив хотя бы половины. Иначе есть реальный шанс двинуться этой самой головой и оказаться там же, где и твой главный герой. В дурке, на вязках, с серой, бромом и аминазином по два раза в день.

Нетрудно заметить, что о синопсисе фильма до сих пор рассказано крайне мало, и наиболее нетерпеливые уже копят слюну, чтобы пренебрежительно исторгнуть ее на пол: «Развел бодягу! Давай про кино!». Про кино, как говорилось в позабытом рекламном ролике, «сложно, но можно». Молодой человек (Смольянинов) не хочет идти в армию, но и помощью влиятельной мамы тоже пользоваться не желает в силу своего нонконформизма. У него проблемы с прокуратурой, он пишет пьесы с названиями вроде «Рвотный дождь», детство провел в кругу панков, неформалов и прочих маргиналов, читает Кизи и Беккета, так что отправляется в сумасшедший дом. Понимание того, что «веселый проказник» Кизи и Милош Форман дважды чего-то недоговорили в своих «Полетах над гнездом кукушки», приходит сразу же: после того, как два санитара разбивают ему грызло в кровь и отправляют на процедуры. В дальнейшем бить будут часто, а между этими спонтанными экзекуциями герой вспоминает минувшие дни и битвы, где прежде рубились они. Они – это он сам, его наставник Румын (блестящий Алексей Горбунов в самой, наверное, неожиданной роли за свою карьеру) и те самые маргиналы с прозвищами по типу Макоед или Труп. Попутно у героя, кажется, завязываются отношения с медсестрой из дурдома (слегка располневшая после родов, но от этого ничуть не потерявшая в привлекательности Оксана Акиньшина). «Кажется» — потому что в случае с сюжетом фильма «Я» ничего нельзя утверждать наверняка, галлюцинации и видения здесь настолько густо перемешаны с реальностью, что отличить одно от другого решительно невозможно, да на самом деле и не нужно. Вот, наверное, и весь фильм.

Зачем же, в таком случае, о нем так много? Затем, что фильм — о преодолении соблазнов, самых сладких, самых ярких, самых греховных. Затем, что слоган «для тех, кто выжил в 90-е», подходит ему ничуть не меньше, чем «Жмуркам» Балабанова: когда одни стреляли друг в друга из пистолетов со сбитыми номерами, другие стреляли в себя из пятикубовых шприцев с мутным раствором бодяженного мака. Затем, что до сих пор не все понимают, что свободы не бывает слишком много, но вседозволенность и безответственность — это еще не свобода, а никомуненужность и саморазрушение – еще не алкаемый нигилизм. В конце концов, здесь просто великолепный актерский состав, какого не было уже довольно давно, и если в плане режиссуры к «Я»(и Игорю Волошину лично) возникает много вопросов, то в плане силы ментального воздействия равных ему найдется немного. Воздействие, разумеется, будет очень избирательным, ну да и Мамлеева с Радовым не все в силах воспринимать адекватно. Не беда.

P.S. Премьера была в пятницу. Уже в воскресенье мои друзья сообщили мне, что «я уже задолбал с этим фильмом», потому что ни о чем другом я говорить не мог.

P.P.S. Cледуя внутренней логике, оригинал этого текста должен был быть написан кровью. Не вышло.


Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта