Гензель и Гретель 2014
Гензель и Гретель 2014
Гензель и Гретель 2014
Опера-сказка в 3-х актах по одноименной сказке братьев Гримм.
ПОСТАНОВКА:- Дирижер - Клаус Петер Флор
- Режиссер, постановка и идея - Мариам Клеман
- Оркестр Парижской национальной оперы
- Детский хор Парижской национальной оперы/Maîtrise des Hauts-de-Seine
Российская премьера состоялась в 1897-м году в Мариинском театре с переименованием оперы в «Ваню и Машу», но в 1914-м, после вступления Германии в Первую мировую войну, из патриотических соображений опера была удалена из репертуара. Христианские пафос и символический строй, пронизывающие действие, стали препятствием для ее возвращения на сцену при Советской власти.
История брата и сестры, намеренно или нет, но брошенных родителями на съедение лесному чудовищу и чудесным образом спасшихся, осложнена в постановке Марии Клеман замысловатой сценографической работой за авторством Юлии Хансен. Макет двухэтажного буржуазного дома (никакой оригинальной хижины вязальщика мётел и шокирующей бедности нет и в помине, как нет сказочного леса и его чудесных обитателей) предельно реалистичен, с одной оговоркой: жилые помещения в разрезе зеркально дублированы. С одной стороны живут певцы, с другой – миманс, им подражающий. Певицам, изображающим детей, зеркалят дети по другую сторону сцены. Мотив двойничества дан также посредством пары Мать/Ведьма: обе носят одно и то же платье и парик. Здесь сказывается, очевидно, влияние концепции австрийского психоаналитика Бруно Бетлльхайма, в своей книге «Польза зачарованности. Значение и значимость волшебной сказки» доказывающего на материале сказки братьев Гримм: дети, с их страхом быть оставленными родителями, рассматривают мать в дополнительной функции ведьмы.Так что никаких сказок. Все очень серьезно.
Состав главных исполнителей, как и следовало ожидать, состоит сплошь из вагнеровских певцов, причем первого ряда – особая каста. Единственное исключение - сопрано Анн-Катрин Жилле, специализирующаяся в области тяжелой артиллерии другого рода: Массне и Моцарт. Истинным подарком ценителям стало появление легендарной вагнеровской певицы Аньи Сильи в партии Ведьмы. Буквально блестящий выход «священного чудовища» – в платье со стразами – в канкане ведьм убедительно напоминает: Большой Опере все возрасты покорны.