Зальцбург-100: Дон Карлос
(Salzburg-100: Don Carlo)
Жанр:
фильм-спектакль, опера
Зальцбург-100: Дон Карлос
(Salzburg-100: Don Carlo)
Жанр:
фильм-спектакль, опера
В прокате с 4 июля, 2023
Ограничение по возрасту:
16+
(Указанное ограничение по возрасту является предварительным.
Актуальное возрастное ограничение устанавливается Министерством культуры РФ
и публикуется после начала проката.)
Производство:
Австрия, 2013
Режиссер:
Петер Штайн
Продолжительность:
255 мин.
В ролях:
Йонас Кауфман,
Аня Хартерос,
Томас Хэмпсон,
Екатерина Семенчук,
Матти Салминен,
Эрик Хальфварсон Дирижер: Антонио Паппано
Йонас Кауфман в самой масштабной опере Верди
Самая большая, самая многолюдная и самая мрачная опера Джузеппе Верди «Дон Карлос» в редакции, представляющей собой синтез французской и итальянской версий – пять актов, но без балета и на итальянском языке. Масштабная консервативная постановка Петера Штайна на Зальцбургском фестивале 2013 года. Знаменитейший тенор Йонас Кауфман на пике своих возможностей – лишь один из созвездия исполнителей, поднявших этот гигантский проект под управлением Антонио Паппано. В партии Эболи – Екатерина Семенчук
«Дон Карлос» - двадцать третья опера Джузеппе Верди, написана в 1867 году, после «Силы судьбы» и перед «Аидой», по мотивам драмы Шиллера. Известна прежде всего «хитовыми» ариями короля Филиппа и принцессы Эболи, которые певцы любят включать в концерты. Но поставить всю оперу целиком – редкий, всегда крайне сложный проект. Одних басов на эту оперу – три человека: партии короля Филиппа II, Великого инквизитора и Монаха. Нужен большой хор и сложная машинерия для сцены сожжения еретиков. Такое мало кому под силу.
Если «Дона Карлоса» всё же ставят, то, чаще всего, в четырехактной итальянской версии: Верди сделал ее в 1884 году из французской grand opera. Однако в укороченной версии сложно разобраться в происходящем – столько сюжетных элементов пропущено. Оригинальная же французская слишком длинна и тяжеловесна.
На Зальцбургском фестивале в 2013 году постарались достичь компромисса: поставили пятиактную версию оперы, включая первый акт, происходящий в Фонтенбло, но без балета и на итальянском языке. Для осуществления проекта пригласили знаменитого немецкого театрального режиссера Петера Штайна, который, неожиданно для обычно экспериментальной фестивальной сцены, сделал чрезвычайно классический спектакль. Этот «Дон Карлос» – отрада для любителей костюмов эпохи.
Главное достоинство спектакля – в составе солистов. Блестящий Йонас Кауфман на взлете своей карьеры вступает в ансамбле с харизматичным Томасом Хэмпсоном (Родриго), изысканнейшей Аней Хартерос (Елизавета) и энергичной Екатериной Семенчук (Эболи). В примечательной паре двух басов, несчастного тирана-короля Филиппа II и фанатичного Великого инквизитора – Матти Салминен и Эрик Хальфварсон. Ну и какой «Дон Карлос» без мощного хора и оркестра! Хор Венской оперы и Венский филармонический оркестр под управлением Антонио Паппано придают величественной музыкальной трагедии монументальность.