Рецензия на фильм «Адмиралъ»

 

Постер фильма

Режиссер: Андрей Кравчук

В ролях: Константин Хабенский (Адмирал Колчак), Сергей Безруков (Генерал Каппель), Егор Бероев, Александр Лазарев (Офицер Лебедев), Александр Ефимов (Офицер Удинцев), Анна Ковальчук (Софья Колчак), Елизавета Боярская (Анна Тимирева)

Автор: Анатолий Филатов

Историческая драма в антураже развала великой страны: Лиза Боярская невыразимо прекрасна, Хабенский побеждает и пьет, патологический Безруков до анекдотичности влюблен в святую Россиюшку, Бероев, как всегда, жизнерадостный дурачок, Анна Ковальчук, которую по нелепой ошибке кто-то до сих пор считает актрисой, плачет и рыдает, Федор Бондарчук предстает перед нами в скромной роли Сергея Федоровича Бондарчука.

Начинается «Адмирал» из рук вон плохо: нарисованный кораблик плывет в дымке (чтобы меньше приходилось рендерить и, соответственно, платить, — это само собой), невыразительные пушки много стреляют, попутно выясняется, что благодаря своему холодному безумию и дерзости, Колчак потопил чуть ли не флагман немецкого флота. С этого момента начинается его «блестящая карьера», как едко бросает адмиралу в спину какой-то офицер из бородатых.

История триумфа личности, превращения гомосапиенса в сверхчеловека – от капитана до Верховного правителя России, растерзанной революцией несчастной страны, низводится в «Адмирале» до банальной жонглировки соплями: вот Колчак посылает свой корабль на верную, практически, смерть, а вот ноет у жены под боком: «Я твой муж, ты моя жена, так будет всегда». Та (очередной провал Анны Ковальчук) вопрошает: «Ты влюбился, Саша?», и Саша, не мудрствуя лукаво, отвечает: «Не знаю».

Все он, конечно же, знает: в конце концов, женских ролей в фильме всего две, и если холоден с женой, то можно было бы и догадаться, что будет тусоваться с Анной Сергеевной Боярской, пока его не расстреляют. Странно наблюдать, как огромное восхождение и огромная же трагедия свелись к нескольким потопленным компьютерным линкорам, паре балов и небритым мужикам в снегах, под предводительством усатого дурака Безрукова (генерал Каппель) идущим на верную смерть. Каппель орет: «Патронов нет? Заряжай ложками, братцы!», но тут выясняется, что и ложек уже не осталось, и вообще ничего, кроме штыков, любви к Родине и бесконечных снегов под Иркутском, куда нужно дойти – спасать Колчака из красных застенков.

О красных стоит сказать особо. Те чувства, которые вызывает этот пьяный сброд с папиросками и в загаженных шинелях, расстреливающий своих вчерашних офицеров, лишив их даже наградного оружия, передать словами сложно. Это тонкая, болезненная смесь из отвращения, омерзения, брезгливости и ненависти, преодолеть которую нет ни сил, ни желания: пожалуй, того комиссара, который отводит Колчака на расстрел, должна была сыграть какая-нибудь вконец опустившаяся и спившаяся мразь вроде Владимира Конкина. Что и говорить, если на их фоне даже Константин Хабенский выглядит истинным офицером, чуть ли не по праву крови, — этот факт красноречивее многих слов, если вы понимаете, о чем я.

После всего вышенаписанного читатели могут подумать, что фильм вышел на редкость отвратительный. И ошибутся: только за один монолог Анны Сергеевны про усталые глаза адмирала и «прощайте, милый Александр Васильевич» можно многое простить – и ему, и ей, и всем остальным. О подобном писал в свое время, будучи в изгнании, поэт Могутин: «Анечка, Аня, что же случилось с нами? Станем ли мы прежними, удивительно нежными, на ходу срывая одежды?..», — и был прав: нет, не станем. Не успеем.

Колчаку пустят пулю в лоб и сбросят в прорубь в одном исподнем (это не спойлер: сложно назвать спойлером факт, описанный в школьной программе), Анна Сергеевна доживет до преклонных лет и придет на кастинг к Бондарчуку — хотя бы краем сердца своего вновь прикоснуться к любимому адмиралу в фильме о нем. Но сцена почти «Титаниковского» масштаба (от него здесь вообще довольно много, увидите сами) резко теряет очки. В финале творится натурально благостная феерия: все танцуют, все живы, играет вальс. Этот занавес удачным назвать сложно, впрочем, его частично сглаживает прекрасная музыка.

Приводит в оторопь другое. Удивительно, почему государство, которое изо всех сил бежит навстречу самому подлому тоталитаризму, изо всех сил обличает красный строй, – если и не тоталитарный, то крайне, почти непростительно и бесстыже на него похожий. Если там, наверху, всерьез считают себя похожими на монархическую и офицерскую элиты настолько, что снимают кино практически о себе самих, то это уже не звоночек. Это набат.

Другие рецензии:  Олег Анохин,

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта