Рецензия на фильм «Ахиллес и черепаха»

 

Режиссер: Такеши Китано

В ролях: Такеши Китано, Канако Хигути, Кумико Асо, Ая Эндзёдзи, Масато Ибу, Акира Накао, Нао Омори, Рэн Осуги, Эри Токунага, Марико Цуцуй

Автор: Анатолий Филатов
Заключительная часть трилогии Бита Такеши о тщете всего сущего и скоротечности жизненного пути неслучайно увидела свет в самом финале нулевых. Сейчас, когда мазня Поллока, которую способен повторить простейший графический редактор с парой скриптов наперевес, вмиг расходится с аукционов, несмотря на многомиллионные прайсы, притча о призрачности и относительности гениальности любого творца уместна по определению. Разумеется, Китано не был бы самим собой, если бы облек свою историю в остросоциальную шкурку: слишком просто в таком случае было бы вывести на чистую воду его самого.

«Такешиз» препарировал актерскую долю, «Банзай, режиссер!» — угадайте, чью. «Ахиллес и черепаха» являет нам третью ипостась г-на Китано – автора художественных полотен, похожих на картины. И пусть результат чудо как хорош, мы все же надеемся на его благоразумие: у себя на родине Китано еще и комик, и телеведущий, и общественный деятель, и колумнист, и черт знает кто еще. По полнометражному фильму на каждый из этих отрезков его пути? Увольте. Любая дорога хороша именно тем, что заканчивается, иначе смысла в соревновании быстроногого божества и хладнокровной рептилии нет никакого вообще.

Юный Матису — графоман от живописи. Большого количества почитателей его талант не встречает: редкие похвалы избранных знатоков натыкаются на хохот обывателей, которым что Матису, что Матисс, что Пикассо, что Пикачу – одна лавочка. Океаном его надежды стала краска, в которую он успешно бросал все, что только встречалось ему на пути. Сначала собственное будущее, после родителей, затем жену, дочь, работу, достаток, здравый смысл, совесть, разум, здоровье и, в конце концов, – кода! – собственное прошлое. Этого ему мало: словно первертируя известную поговорку про красоту и жертвы, Китано, посмеиваясь, живописует нам картины случайной, на первый взгляд, гибели окружающих Матису людей – часто даже безымянных. Художнику все равно, и корабль, как говорится, все плывет и плывет.

Причины подобного упорства многим покажутся непонятными. Талант у Матису только один, и это – талант веры в себя, слепой, безрассудочной и яростной, доходящей до комизма, но скрывающей за собой миллион ежедневных трагедий. С таким потрясающим качеством быть бы ему сверхчеловеком, добившись своего на абсолютно любом поприще, но – он выбрал живопись. Среду чрезвычайно эфемерную, где разница между ценителем и покупателем порой настолько же велика, как скорость бегущего Ахиллеса в начале пути, а иногда столь же ничтожна, как расстояние между ним и черепахой перед самым финишем их забега. Эту внутреннюю силу Матису использует исключительно в свою пользу, опустившись до того, что выпрашивает деньги у дочери, которую сам же и отправил на панель своими бесконечными тратами. Выпрашивает, понятное дело, на краску.

Ослепленный своим фанатичным безумием, Матису не замечает того, что мир вокруг подбрасывает ему куда больше образов, пейзажей и открытий, чем способны похоронить в себе его псевдогеометрические карикатуры. Настоящий художник в фильме остался за кадром, он пишет полотно неторопливо, сначала нанеся широкие мазки, затем нисходя до самых мелких штрихов. Он никуда не торопится, потому что знает: когда на его холст ляжет последнее пятно, он его уже не увидит. Но если бы человеческие жизни выставлялись в галереях и уходили с аукционов, за такое полотно коллекционеры перегрызли бы друг другу морщинистые глотки. Неспешное, местами откровенно чрезмерное кино, «Ахиллес и черепаха» многообразием своих трактовок ничуть не уступает своему предку собрату.

Апория Зенона об Ахиллесе и черепахе в скором времени отпразднует две тысячи лет, но до сих пор нельзя с уверенностью сказать, что у этой задачи появилось однозначное решение. Вопрос, конечно же, не в том, догонит ли Ахиллес черепаху или нет. И не в том, через сколько секунд он пробежит по ее панцирю своими мускулистыми ногами, не заметив какую-то ползучую тварь в дорожной пыли. Зачем посланцу богов вообще соревноваться с черепахой? Если ответили на эту задачку, вот вам еще одна: почему на старте Ахиллес стоит позади?

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта