Салам Аллейкум, ЦРУ!
Рецензия на фильм «Совокупность лжи»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Леонардо ДиКаприо (Роджер Феррис), Расселл Кроу (Эд Хоффман), Карис ван Хаутен (Гретхен Феррис), Майкл Гэстон (Холидэй), Винс Колозимо (Скип), Али Сулиман (Омар Садики), Алон Абутбул, Шреди Джабарин, Клара Коури, Джамиль Коури
Взгляд за кулисы войны в Ираке от голливудского тяжеловеса – неоднозначный, осмысленный и беспощадный. Регион боевых действий как шахматная доска на HD-экране в штаб-квартире ЦРУ, агенты – как пешки. Шанс пробиться в ферзи есть не у всех, зато почти всегда можно сменить цвет. Уникальная партия: неопытному игроку до самого финала сложно понять, на чьей стороне играет гроссмейстер Скотт. Опытный же будет, как минимум, удивлен метаморфозами Лео Ди Каприо: в диапазоне от Питта до Деппа. То ли драма, умело маскирующаяся под геополитически запутанный шпионский триллер (всё на месте: от умеренной кровожадности и двойных агентов вплоть до целомудренной любовной линии), то ли ближневосточный триллер, прикидывающийся трагедией личности, «Совокупность лжи» в лучшие свои моменты и вовсе смотрится как едкий полит-памфлет, смело раздающий плюхи и нашим, и вашим.
«Мне нужно в душ, посрать и Интернет», сообщает персонаж Ди Каприо, прибыв на новое задание, легко и даже изящно обрисовывая круг естественных надобностей современного спецагента. Получив все вышеозначенное, а в качестве бонуса еще и «воду, которую можно пить», он спешно наводит контакты с главой иорданской контрразведки. Направляет младшего по званию герой Рассела Кроу – жирный неприятный тип: улыбается редко, передвигается редко, знает все и про всех, любит пиво и детей (своих).
На контрасте Кроу и Ди Каприо Ридли Скотт умело строит прочный скелет «Совокупности»: полевой агент временами с удивлением узнает, что начальство ставит палки в колеса его операциям, своим вмешательством проваливает хитроумные комбинации и вовсе не спешит расставаться со своими секретами. Один вечно в движении, другой разве что губами шевелит, отдавая приказы по гарнитуре, притаившейся в уголке рта. Один не слезает с больничной койки, коллекционируя шрамы и переломы, другой снимает футбольные битвы своих отпрысков на видеокамеру.
В конце концов, один должен ежедневно кипятиться в пахучем вареве интриг и предательств, просчитывая наперед не только собственные действия и шаги противника, но и приказы собственного начальника, а другой… другой лишь вовремя их отдает, да вот только за словом «вовремя» в нашем случае кроется переворот мира с ног на голову. Смириться с этим сложно, но буффонада-бунт одной пешки выглядит смешно даже в ее собственных глазах. До поры, до времени.
Любого супертеррориста можно найти, как только он возьмется за телефон. Любого архитектора можно выставить супертеррористом. И тот, и другой ни о чем не догадаются. Ридли Скотт, конечно же, прекрасно отдает себе отчет в том, что играет с опасными материями: пошагово раскрывая механизм превращения рядового обывателя в главу наиболее хитроумной ветви Аль-Каеды, он как бы ненароком дает поводов крепко задуматься едва ли не больше, чем публицисты вроде Майкла Мура со всеми их теориями заговоров. Ты здороваешься за руку с новым деловым партнером и подписываешь бумаги о покупке земли? Тебе показалось: ты вышел на контакт с пристяжью террористов, вас сфотографировали вместе, фото подкинули куда надо, и вот уже аналитические отделы спецслужб мучаются, пытаясь связать вчерашнего архитектора и очередного бизнес-шахида. Но ведь архитектор постоянно в разъездах по региону! Архитектор строит здания, а значит, знает, как их взорвать! Архитектор похож на бухгалтера – никто не будет подозревать архитектора! Вуаля. Ты обречен. Так что смотри внимательнее, с кем здороваешься за руку.
«Совокупность лжи» богат на вкусные, показательно-программные заявления и сочные эмоциональные всплески. Можно весьма смутно представлять себе, где находится Амман, что за интерес у Иордании в Ираке, почему, если уж на то пошло, этому Ираку вообще на месте не сидится, и в этом фильме никто никому ничего объяснять не будет. Тут все по-взрослому. Ни разу до этого я не слышал столько раз произнесенное «О чем это они вообще?!» от соседей по кинозалу в течение одного сеанса. Значит, есть надежда, что после просмотра кому-нибудь из них захочется подрасти до уровня «Совокупности», но это уже так, мечты.
Главная ценность новой ленты Ридли Скотта, на мой взгляд, именно в том, что ему удалось уверенно и правдиво показать многоличие третьей силы, которая обретает мощь через шпионаж и провокации в те моменты, когда терроризм берется за мобильные телефоны. В конце концов, от человека, который в первые же минуты своего фильма ничтоже сумняшеся устраивает взрыв в самом центре Манчестера (кто в теме, тот поймет, о чем я сейчас), можно ожидать абсолютно всего.