Рецензия на фильм «Все умрут, а я останусь»

 

Режиссер: Валерия Гай Германика

В ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова, Донатас Грудович, Юлия Александрова, Гарольд Стрелков, Инга Оболдина, Алексей Багдасаров, Ольга Лапшина

Автор: Анатолий Филатов

В недавно опубликованной переписке писателя Акунина и заключенного Ходорковского прозвучала, среди прочих, одна очень интересная мысль. Мол, человек имеет два мира – большой и малый, и постоянные конфликты между ними являются, говоря доступно, основной движущей силой его жизни. Малый – семья и близкие, большой – работа, профессия, гражданский долг, страна. В свете нашего сегодняшнего разговора примечательна эта мысль тем, что у героинь «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики конфликтов в жизни хватает, у некоторых – даже чересчур. Нет у них никакого большого мира, вот в чем дело. А конфликты, между тем, есть. Иногда – настоящая война. Откуда же ей взяться?

Сама идея – максимально адекватно показать трех девятиклассниц, которые собираются на первую дискотеку в своей небогатой на события жизни – вполне объяснима. В конце концов, несмотря на дерзкие интервью, маленькую дочь и яркую внешность, самой Германике недавно перевалило за двадцать, так что события той поры своей жизни она, вероятно, помнит очень хорошо (даже если и старается забыть). Тот факт, что в нашей стране про молодежь давно уже ничего правдивого не снимают (Елейный «Питер FM»? Ремейковый «Розыгрыш»? сериал «Универ»? Соревноваться в остроумии можно долго, но совершенно не нужно), тоже стал очевиден не сегодня и не вчера.

Короче, девочка созрела, подтянула еще троих, вооружилась лучшим кинооператором страны, оттопырила где-то годный, вменяемый сценарий и шарманка закрутилась. Ничего странного в этом нет, если не учитывать то обстоятельство, что на первый же игровой фильм девочке дали денег и опытную команду, а следующий ее проект, если верить щедро раздаваемым обещаниям, возьмет главный приз в Каннах уже в будущем году. Ну, или через год. Это если лениться будет, других оснований не доверять такой амбициозной заявке у нас, честно говоря, пока нет.

Удивительно то, что получилось в результате. Вот на экране три девчонки. Одну бьют дома, другая купается, как сыр в масле, третья – вообще не с этой планеты. Таким может быть и по 10 лет, и по 27 – это не меняет ничего, во всем мире девочки абсолютно одинаковые, сколько бы лет им не исполнилось. Вот декорации: школа с решетками на окнах, квартирки, где добрые родители эти же окна заколачивают досками (привет, «Трэйнспоттинг»!), дворики, магазинчики. Все настолько знакомое и обрыдлое, что никаких и сомнений не возникает, — настоящее.

Фальши в этом фильме нет ни грамма: если девочки напиваются, то до блевотины (опыта нет), если влюбляются, то с первого взгляда, если идут за потерей девственности в подвал, то, буквально, с первым встречным (подвал, конечно, тоже неслучаен), если бьют друг другу симпатичные морды, то до крови, если заводят знакомство с наркотой, то с травы. Все по честному, от розовых трусиков и царапанья вен папиной бритвой в ванне до одной банки дешевого бухла на всех и секретно-завистливых разговоров про Настю, которую однажды «трахнула целая рота солдат».

Какое время, такие и девочки, и это прекрасно. Могут нах** послать, а могут и упоенно целоваться на скамеечке, едва докурив первый в жизни косяк. Откуда же берется магия? Почему, я вас спрашиваю, отвратительное в любом другом месте и времени песнопение Ромы Зверя и его «группы» падает на уши, словно заклинание, — «Вот и все, никто не ждет, и никто не в дураках»? Откуда в грязном и сыром подвале берется ощущение, что вокруг – как минимум, корабль из «Соляриса» или «Космической Одиссеи» с их бесконечными коридорами – гулкими, безлюдными, холодными? Почему драка на заднем дворе школы с новыми атрибутами нового времени – съемкой на мобильник и бездействием мужчин – оставляет где-то в области сердца рану несопоставимых, эпических размеров? Ни одно слово не лишнее, ни один жест не напрасен, ни один шаг не сделан в нетуда. Все на своем месте. И откуда в Германике это удивительное ощущение честности, собственной правоты и уверенности в том, что за ней право держать перед этой страной и ее народом зеркало, чтобы они в него гляделись, нам еще только предстоит выяснить. Но мы обязательно выясним: время до следующего Каннского еще есть.

P.S. В самом начале этого обыкновенного чуда девочки хоронят кота. Кота зовут Толик, и этот нехитрый замес окончательно убедил рецензента в том, что случайностей не бывает. Фильм не оставляет гнетущей тяжести, но в определенном смысле на последних кадрах скончался и я. Одна просьба к госпоже Германике. Валерия, я вас беззаветно люблю. Откопайте меня перед вашей следующей премьерой.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония

Полная версия сайта