Внедрение

Рецензия на фильм «Ретроспектива К.Нолана: Начало»

 

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Майкл Кейн, Марион Котияр, Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Киллиан Мерфи, Эллен Пэйдж, Кен Ватанабе

Автор: nitzer
Уровень первый: фабула

Давайте сразу договоримся: «Начало» (по счастью, перевод титула не совсем корректен, хотя об этом чуть позже) — фильм «о профессии». Пусть экзотичной, фантастической, но именно о профессиональной деятельности главного героя (очередная блестящая работа Леонардо ДиКаприо). Такие ленты в американском кинематографе (даже по-хорошему претендующие на оригинальность) принято подавать по совершенно привычной схеме:
1)Мы видим героя-победителя в деле. Любые «технологические процессы», будь то увольнение ненужных сотрудников, разминирование фугасов в Ираке либо похищение дензнаков у государства или менее ловких сограждан у него поначалу выходят легко и шикарно, подчёркивая высокий профессионализм персонажа.
2)Возникает внутренняя или внешняя проблема.
3)Проходя через каскад опасных приключений и испытаний, Герой всё же побеждает и выполняет самое сложное в своей жизни задание.
В «Начале» сразу всё идёт не так. Стартовая миссия (или то действительно был «кастинг»?) неожиданно оказывается с треском проваленной… но как знать, не элемент ли это заранее спланированной многоходовки?

Уровень второй: ассоциации

Пытаясь найти разгадку, сознание искушённого зрителя – из тех, кто знает об играх, которые сценаристы ведут с аудиторией, пытается зацепиться за виденные ранее аналоги. По счастью, навеянная трейлерами опасность сходства с «Матрицей» оказывается напрасным страхом. Порядком надоевших явных цитат с излишним хронометражом тоже не будет. То, что фамилия персонажа ДиКаприо (Кобб) и профессионального вора в дебютном фильме режиссёра «Начала» Кристофера Нолана («Преследование») полностью идентичны, объявляется совпадением ещё на стадии допремьерных интервью. Важная роль в фильме песни Эдит Пиаф «Non, Je Ne Regrette Rien» («Нет, я ни о чём не жалею»), и то, что именно Марион Котийяр (самая роковая героиня картины) в 2007 году исполняла роль Пиаф в биографической ленте об известной певице также объясняется «чистой случайностью». И всё же в лабиринтах «Начала» будут мелькать призраки многих великолепных кинокартин. Например, «Города пропавших детей» с его странноватыми персонажами, ставящими рискованные опыты со снами и теряющими возможность видеть сны вне эксперимента. «Экзистенции» с её парадоксальными мирами симулированной реальности. «Обыкновенных подозреваемых» с командой профессиональных преступников, подписавшихся на невыполнимое задание. В одном из эпизодов декорации вдруг даже начнут очень напоминать одно из лучших достижений классики «бондианы» — «На тайной службе Её Величества»! Тем не менее, подловить «Начало» на явном плагиате не удаётся. Казалось бы давно знакомые, эти сюжеты настолько искусно имплантированы в ткань картины, что не вызывают чувства дежа-вю. Тем более, что ход их развития отнюдь не следует за ставшими классическими киноисториями. Не мудрено, ведь предполагается, что мы находимся в многослойных снах, где может случиться всё, что угодно. Это «чистое творчество», как скажет один из героев «Начала». «Переиграть» сценариста в «прямом эфире» зрителям будет сложно и потому, что продуманной кажется каждая мельчайшая деталь происходящего — на их создание было потрачено около 10 лет! (сообщается, что первая договорённость с Warner согласно съёмок ещё не написанного «Начала» была достигнута уже в 2002 году, когда предполагалось, что на окончательный сценарий потребуется «около двух месяцев»). Поэтому в поисках своеобразной точки опоры, ответа на загадываемую картиной шараду, интуитивно спускаешься ещё на один уровень глубже —  

Уровень третий: ткань ленты

Признаться, я никогда не мог отнести себя к адептам культа Кристофера Джонатана Джеймса Нолана. И то сказать: в активе 40-летнего режиссёра всего 10 фильмов, большинство из которых римейки или основаны на комиксах (правда, к его чести, для большинства из них Нолан сам выступил автором сценария и продюсером), а его превозносят уже едва ли не на уровень Мартина Скорсезе. На мой взгляд, Бэтмэн в «руках» Нолана и вовсе превратился в этакий эталон пафосности: монолитный, лишённый самоиронии и бёртоновской искромётности (да простят меня поклонники последних реинкарнаций Брюса Уэйна). Но, как оказалось, стоит заменить заскорузлого Кристиана Бэйла на Леонарда ДиКаприо, и «из под пера» Нолана выйдет образ, выделяющийся даже на фоне замечательных психопатов, сыгранных Лео в последнюю декаду. Впрочем, сам режиссёр скромно ищет успех роли «не только в харизме, а именно в уникальном актерском таланте, благодаря которому только Лео способен провести зрителя через этот сложный мир снов. Все, что он делает, как преподносит свои актерские характеристики — все направлено на попытку найти ту самую правду ощущений в каждом действии своего персонажа. Такой подход поднял фильм на совершенно иной уровень, по-настоящему раскрыв его для зрителя. Это было действительно важно!» Чертовски хороши и другие персонажи картины. Мол Кобб в исполнении Марион Котийяр, кажется даже более фатальной, чем любая роль самой Анжелины Джоли! Джозеф Гордон-Левитт в его неизменном жилеточном костюме и с «бриолиновой» причёской привносит в атмосферу фильма непередаваемый флёр «нуара». Удачно оппонирует ему циничный до мозга костей «вор-имитатор» в исполнении Тома Харди (звезды «Рок-н-рольщика» и по слухам грядущего — четвёртого — «Безумного Макса»). Эллен Пейдж очень удачно обыгрывает имя своей героини (Ариадна), на глазах превращаясь из новичка-желторотика в хранительницу своеобразной путеводной нити для самой сложной ситуации. Киллиан Мерфи очень достойно открывает себя в новом амплуа после затянувшегося противостояния с Бэтмэном. А Кен Ватанабе создаёт волевой образ не гнушающегося сомнительных криминальных методов владельца корпорации уровня самого Кайзера Созе, решившего лично участвовать в жизненно-важной для него операции. По признанию К.Нолана, «у героя Кена очень много силы, и он важен для сюжета в целом, при этом он несколько двусмысленный. Никто точно не смог бы сказать, на чьей стороне этот персонаж. Кен и та харизма, которую он излучает, просто присутствуя на экране, совершенно неповторимы». В дополнение к прекрасному актёрскому ансамблю (украшенному ещё и камео от Тома Берринджера и Майкла Кейна) «Начало» может похвастать также весьма необычным сегодня принципом съёмок. В одном из своих интервью Нолан рассказывает о том, что фильм «для большей правдоподобности» снимался в ШЕСТИ разных странах; для создания эффекта «реалистичности» снов создавались огромные павилионы и декорации, а компьютерные технологии «использовали прямо по назначению — чтобы усиливать воплощение того, что уже снято на пленку».

Сложно сказать, какой из «уровней» ленты привлекает больше. Возможно, как и в сюжете «Начала» в его составных частях есть и особый, четвёртый уровень. Тот, который мастерски непрерывно перенаправляет зрителя с нетривиальности фабулы к поиску ускользающей ассоциативной цепочки и далее к мастерству актёрской игры (как из падающего минивэна к зависшему в невесомости лифту и заснеженному горному госпиталю). Благодаря которому лента с достаточно негуманным – под 2,5 часа – метражом смотрится словно на одном дыхании. И оставляет после просмотра вопросы, на которые ещё долго будешь искать ответ, перебирая мельчайшие детали увиденного в поиске разбросанных авторами подсказок. А может, стоит снова пересмотреть «Начало», название которого после финальных титров хочется локализировать как-то более замысловато – например, «Внедрение» или «Зарождение»?






Полная версия сайта