Внедрение
Рецензия на фильм «Ретроспектива К.Нолана: Начало»
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Майкл Кейн, Марион Котияр, Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Киллиан Мерфи, Эллен Пэйдж, Кен Ватанабе
Давайте сразу договоримся: «Начало» (по счастью, перевод титула не совсем корректен, хотя об этом чуть позже) фильм «о профессии». Пусть экзотичной, фантастической, но именно о профессиональной деятельности главного героя (очередная блестящая работа Леонардо ДиКаприо). Такие ленты в американском кинематографе (даже по-хорошему претендующие на оригинальность) принято подавать по совершенно привычной схеме:
1)Мы видим героя-победителя в деле. Любые «технологические процессы», будь то увольнение ненужных сотрудников, разминирование фугасов в Ираке либо похищение дензнаков у государства или менее ловких сограждан у него поначалу выходят легко и шикарно, подчёркивая высокий профессионализм персонажа.
2)Возникает внутренняя или внешняя проблема.
3)Проходя через каскад опасных приключений и испытаний, Герой всё же побеждает и выполняет самое сложное в своей жизни задание.
В «Начале» сразу всё идёт не так. Стартовая миссия (или то действительно был «кастинг»?) неожиданно оказывается с треском проваленной… но как знать, не элемент ли это заранее спланированной многоходовки?
Уровень второй: ассоциации
Пытаясь найти разгадку, сознание искушённого зрителя – из тех, кто знает об играх, которые сценаристы ведут с аудиторией, пытается зацепиться за виденные ранее аналоги. По счастью, навеянная трейлерами опасность сходства с «Матрицей» оказывается напрасным страхом. Порядком надоевших явных цитат с излишним хронометражом тоже не будет. То, что фамилия персонажа ДиКаприо (Кобб) и профессионального вора в дебютном фильме режиссёра «Начала» Кристофера Нолана («Преследование») полностью идентичны, объявляется совпадением ещё на стадии допремьерных интервью. Важная роль в фильме песни Эдит Пиаф «Non, Je Ne Regrette Rien» («Нет, я ни о чём не жалею»), и то, что именно Марион Котийяр (самая роковая героиня картины) в 2007 году исполняла роль Пиаф в биографической ленте об известной певице также объясняется «чистой случайностью». И всё же в лабиринтах «Начала» будут мелькать призраки многих великолепных кинокартин. Например, «Города пропавших детей» с его странноватыми персонажами, ставящими рискованные опыты со снами и теряющими возможность видеть сны вне эксперимента. «Экзистенции» с её парадоксальными мирами симулированной реальности. «Обыкновенных подозреваемых» с командой профессиональных преступников, подписавшихся на невыполнимое задание. В одном из эпизодов декорации вдруг даже начнут очень напоминать одно из лучших достижений классики «бондианы» «На тайной службе Её Величества»! Тем не менее, подловить «Начало» на явном плагиате не удаётся. Казалось бы давно знакомые, эти сюжеты настолько искусно имплантированы в ткань картины, что не вызывают чувства дежа-вю. Тем более, что ход их развития отнюдь не следует за ставшими классическими киноисториями. Не мудрено, ведь предполагается, что мы находимся в многослойных снах, где может случиться всё, что угодно. Это «чистое творчество», как скажет один из героев «Начала». «Переиграть» сценариста в «прямом эфире» зрителям будет сложно и потому, что продуманной кажется каждая мельчайшая деталь происходящего на их создание было потрачено около 10 лет! (сообщается, что первая договорённость с Warner согласно съёмок ещё не написанного «Начала» была достигнута уже в 2002 году, когда предполагалось, что на окончательный сценарий потребуется «около двух месяцев»). Поэтому в поисках своеобразной точки опоры, ответа на загадываемую картиной шараду, интуитивно спускаешься ещё на один уровень глубже
Уровень третий: ткань ленты
Признаться, я никогда не мог отнести себя к адептам культа Кристофера Джонатана Джеймса Нолана. И то сказать: в активе 40-летнего режиссёра всего 10 фильмов, большинство из которых римейки или основаны на комиксах (правда, к его чести, для большинства из них Нолан сам выступил автором сценария и продюсером), а его превозносят уже едва ли не на уровень Мартина Скорсезе. На мой взгляд, Бэтмэн в «руках» Нолана и вовсе превратился в этакий эталон пафосности: монолитный, лишённый самоиронии и бёртоновской искромётности (да простят меня поклонники последних реинкарнаций Брюса Уэйна). Но, как оказалось, стоит заменить заскорузлого Кристиана Бэйла на Леонарда ДиКаприо, и «из под пера» Нолана выйдет образ, выделяющийся даже на фоне замечательных психопатов, сыгранных Лео в последнюю декаду. Впрочем, сам режиссёр скромно ищет успех роли «не только в харизме, а именно в уникальном актерском таланте, благодаря которому только Лео способен провести зрителя через этот сложный мир снов. Все, что он делает, как преподносит свои актерские характеристики — все направлено на попытку найти ту самую правду ощущений в каждом действии своего персонажа. Такой подход поднял фильм на совершенно иной уровень, по-настоящему раскрыв его для зрителя. Это было действительно важно!» Чертовски хороши и другие персонажи картины. Мол Кобб в исполнении Марион Котийяр, кажется даже более фатальной, чем любая роль самой Анжелины Джоли! Джозеф Гордон-Левитт в его неизменном жилеточном костюме и с «бриолиновой» причёской привносит в атмосферу фильма непередаваемый флёр «нуара». Удачно оппонирует ему циничный до мозга костей «вор-имитатор» в исполнении Тома Харди (звезды «Рок-н-рольщика» и по слухам грядущего четвёртого «Безумного Макса»). Эллен Пейдж очень удачно обыгрывает имя своей героини (Ариадна), на глазах превращаясь из новичка-желторотика в хранительницу своеобразной путеводной нити для самой сложной ситуации. Киллиан Мерфи очень достойно открывает себя в новом амплуа после затянувшегося противостояния с Бэтмэном. А Кен Ватанабе создаёт волевой образ не гнушающегося сомнительных криминальных методов владельца корпорации уровня самого Кайзера Созе, решившего лично участвовать в жизненно-важной для него операции. По признанию К.Нолана, «у героя Кена очень много силы, и он важен для сюжета в целом, при этом он несколько двусмысленный. Никто точно не смог бы сказать, на чьей стороне этот персонаж. Кен и та харизма, которую он излучает, просто присутствуя на экране, совершенно неповторимы». В дополнение к прекрасному актёрскому ансамблю (украшенному ещё и камео от Тома Берринджера и Майкла Кейна) «Начало» может похвастать также весьма необычным сегодня принципом съёмок. В одном из своих интервью Нолан рассказывает о том, что фильм «для большей правдоподобности» снимался в ШЕСТИ разных странах; для создания эффекта «реалистичности» снов создавались огромные павилионы и декорации, а компьютерные технологии «использовали прямо по назначению — чтобы усиливать воплощение того, что уже снято на пленку».
Сложно сказать, какой из «уровней» ленты привлекает больше. Возможно, как и в сюжете «Начала» в его составных частях есть и особый, четвёртый уровень. Тот, который мастерски непрерывно перенаправляет зрителя с нетривиальности фабулы к поиску ускользающей ассоциативной цепочки и далее к мастерству актёрской игры (как из падающего минивэна к зависшему в невесомости лифту и заснеженному горному госпиталю). Благодаря которому лента с достаточно негуманным – под 2,5 часа – метражом смотрится словно на одном дыхании. И оставляет после просмотра вопросы, на которые ещё долго будешь искать ответ, перебирая мельчайшие детали увиденного в поиске разбросанных авторами подсказок. А может, стоит снова пересмотреть «Начало», название которого после финальных титров хочется локализировать как-то более замысловато – например, «Внедрение» или «Зарождение»?