Супердровосек

Рецензия на фильм «Железный человек»

 

Постер фильма

Режиссер: Джон Фавро

В ролях: Роберт Дауни-мл., Гвинет Пэлтроу, Терренс Хауард, Джефф Бриджес, Лесли Бибб, Кларк Грегг, Ghostface Killah, Стэн Ли, Билл Смитрович, Фаран Тахир

Автор: Алексей Коропский

«Железный человек» одновременно и похож, и не похож на все марвеловские кинокомиксы, уже увидевшие большой экран. Как и все предыдущие, эта экранизация предлагает нам историю некогда нормального (во всех или некоторых смыслах) человека, волею случая или злодейки судьбы ставшего носителем суперсилы, которую он тут же направляет на спасение мира. Как и во всех остальных комиксах от Marvel, главному супергерою противостоит не уступающий, а то и превосходящий по силе и мощности анти-супергерой. Но отличие этого фильма в нетрадиционно сильной проработке сценария и диалогов, живом и качественном юморе и потрясающей компьютерной графике. Честно говоря, даже язык не повернется назвать «Железного человека» кинокомиксом в привычном понимании.

Первое, что удивляет, так это то, с какой размеренностью и уверенной неторопливостью развивается сюжет. Подобно тому, как опытный мастер тщательно и с любовью делает свое дело, режиссер Джон Фавро уверенной поступью шаг за шагом ведет зрителя от вводной информации к завязке, от завязки по всему пути развития истории, и, наконец, к кульминации. Лишенное любых провалов, провисов и нарративных условностей повествование уверенно и неотступно движется по нарастающей, с каждой минутой все сильнее захватывая внимание зрителя, овладевая его мыслями и эмоциями, погружая в свой мир до наступления полного восторженного экстаза. Фильм пролетает как комета — ярко и быстро настолько, что взглянув на часы после финальных титров, недоумеваешь: разве он шел целых два часа?!

И нет ничего удивительного в том, что зрители с готовностью отдаются во власть «Железного человека». Взять, например, личность Тони Старка, главного героя в блестящем исполнении Роберта Дауни-младшего — это ведь практически живое воплощение всего, о чем может мечтать каждый нормальный человек в глубине души. Старк — настоящий повелитель жизни: неизмеримо богатый, позволяющий себе устраивать дискотеки на борту собственного самолета, переспавший со всеми моделями с обложек журнала Maxim за год, даже не запоминая их имен, и при этом, как это ни парадоксально, остающийся гением физики и оружейной инженерии, открывая холодный термоядерный синтез и собирая в пыльной афганской пещере миниатюрный термоядерный реактор. И это только стартовые условия, что называется, объективная данность. Дальше — больше. Как вы смотрите на перспективу управляемого свободного полета со сверхзвуковой скоростью, непробиваемую для всех видов оружия броню и по силовой установке в каждую руку? И это, заметьте, без генетических мутаций, укусов насекомых и красных колготок. Прибавьте сюда стать усато-бородатого Дауни-младшего и вы получите образ идеального мужчины (которого, как известно, в природе не существует).

Но не Дауни единым жив «Железный человек». Спецэффекты — вот, что потрясает больше всего. Такого мы не видели со времен «Трансформеров», а это, почитай, уже почти целый год. Даже самый искушенный зритель — да что там зритель, профессионал компьютерной графики в кино, случись ему сидеть в соседнем кресле кинозала, никогда не сможет с точность сказать, где именно кончаются натурные съемки и декорации и начинается виртуальная реальность. Граница стерлась настолько, что процесс диффузии уже не обратить. Кажется, что еще чуть-чуть, и мы провороним момент, когда реальность реальная станет виртуальной не только на киноэкране, но и в нашем материальном мире. И еще вопрос, что лучше.

Характерно и симптоматично, какие серьезные политико-моральные вопросы поднимаются в фильме под оболочкой разухабистого супергеройского комикс-муви. Черт с ним, с Афганистаном — американцев хлебом не корми, а дай потоптать собственные любимые мозоли в поисках новых приемов их оттаптывания. Но вот мотивация и логика потомственного оружейника, в одночасье осознавшего, как плохо он всю жизнь поступал, производя оружие с собственной фамилией на борту, и сразу же засевшего по такому поводу за создание костюма супергероя, находится на уровне детсадовской. Она сродни мотивации и логике работника, например, сборочного конвейера автомобильного завода, который осознал, как много людей ежедневно гибнет в автокатастрофах, и поэтому тут же купил себе отбойный молоток, чтобы извести с лица земли все автодороги — этот постоянный источник бед. Впрочем, что взять с экранизации комикса — тут лучше не задумываться, а открыть пошире глаза и уши и отдаться во власть тотального экшна.

Мощный звук вдавливает в кресло, адреналин застит глаза, по нервам бьет напряжение в тысячи киловольт. «Железный человек» наверняка взорвет бокс-офис так же, как взрывает воображение зрителей. Иного выбора не остается — нужно идти и восхищаться.

Kino.vl.ru благодарит кинотеатр NewWave Cinema за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма "Железный человек".

Другие рецензии:  Анатолий Филатов, Олег Анохин,
Полная версия сайта