Рецензия на фильм «Сумерки. Сага. Новолуние»

 

Режиссер: Крис Уайтц

В ролях: Роберт Пэттинсон (Эдвард Каллен), Кристен Стюарт (Белла), Дакота Фэннинг, Никки Рид, Эшли Грин, Тэйлор Лотнер, Келлан Луц, Джексон Рэтбоун

Автор: Анатолий Филатов
Для начала, хотя так начинать среди приличных людей и не принято, необходимое пояснение. На просмотр «Сумерки. Сага. Новолуние» я отправлялся, что называется, с чистым сердцем и широко открытыми глазами, то есть не будучи знакомым с литературным первоисточником и экранизацией первой части всей этой остромодной вампирской эпопеи. Такой подход, обладая очевидными достоинствами и недостатками, дает явное преимущество: фильм можно смотреть «с чистого листа», а после, не кривя душой и не изменяя себе, трезво бросить на весы его достижения и провалы. Так вот, если судить с этих позиций, «Новолуние» — очень удачный пример беспроигрышно просчитанного и крепко реализованного коммерческого кино. Возможно, даже идеальный. Возможно, даже чересчур.
 
Если говорить о современном вампирском кино вообще, то лично для меня тремя непокоренными вершинами в этом жанре были и остаются «Блэйд», «Королева проклятых» и «30 дней ночи». Ни на один из них «Сумерки», естественно, не похож: рафинированная эстетика местных кровососов не имеет ничего общего ни с брутальным чернокожим полукровкой, ни с арктическими упырями, ни с принимающей кровавые ванны тысячелетней Элайей. Это, впрочем, и к лучшему: создав мир, в котором вампиры не умирают на солнце, а всего лишь сияют милыми лучиками аки светлячки, автор «Сумерек» изобрела (и незамедлительно продала) новый идеальный бренд, «готику для девочек». Рынок оказался морально не готов и сразу же выбросил белый флаг: книга побила рекорды продаж, фильм, снятый по нынешним меркам за гроши, окупился несколько десятков раз. Я гарантирую: тот, кто первым догадается вбросить на рынок сюжет о банде дредатых вампиров-ниггеров из гетто, с огромными пушками и не меньших размеров косяками, разбогатеет не меньше, – этот сегмент рынка до сих пор странным образом не окучен.
 
В «Новолунии», этом очень странном продукте сознания, все идет вразрез с канонами вампирского кинематографа. Достаточно лишь того, что кровь на экране появляется лишь один-единственный раз, и то — в виде последствий неосторожного обращения с бытовыми предметами; никто никого не кусает, а так называемая война между кровососами и оборотнями обходится одинокой жертвой в виде как раз таки дредатого чернокожего с лицом Максима из группы The Prodigy в дизайнерском пиджаке. То есть фильм, надо понимать, не о нежити, а о любви. Действительно, любви здесь хватает: практически все два часа, что длится фильм, главная героиня только и делает, что истово любит. Настолько истово, что временами путается с объектами этой самой любви, ну да не беда: кто в свои 18 лет не был твердо уверен, что вот этот мальчик/эта девочка — это «на всю жизнь»? Где эти мальчики/девочки сейчас, вы сами-то хоть знаете? Главная проблема «Сумерек» не в том, что вампиры здесь, если разобраться, вовсе ни к чему, а в том, что даже с этим идеальным материалом авторы обращаются крайне небрежно.
 
Внутренняя мотивация всех без исключения персонажей хромает на обе ноги: Белла любит Эдварда, Эдвард любит Беллу, Эдвард бросает Беллу, так как боится за ее дальнейшую судьбу, Белла сходит с ума, Белла кидается в объятия перекачанного оборотня-малолетки, малолетка, оказавшись в сложной жизненной ситуации, нечаянно спасает Белле жизнь, внезапно выясняется, что Эдвард вовсе не хотел никого бросать, а теперь мечтает о прилюдном суициде. Всей этой чехарды, естественно, не было бы, если бы еще в первой части Эдвард поддался бы на уговоры Беллы и цапнул ее куда-нибудь, инициировав в вампиршу. Но он же боится, понимаете? Весь сюжет, если вдуматься, держится только на том, что чувак, которому за сотню лет, боится укусить свою подружку, хотя она его об этом и умоляет с регулярностью раз в 15 минут. Коллизии, ох.
 
Ничего дурного в этом, как ни странно, нет. Фильм исключительно приятен для просмотра: во-первых, потрясающе сработали операторы, а во-вторых, общий дизайн картинки целенаправленно делает нам красиво снова и снова. Из-за душевных метаний и терзаний интерес к творящемуся на экране не угасает, хотя иногда и сложно бывает удержаться от нервного хохота. Ну и разумеется, хотя это уже вкусовщина, здешние вампирские девушки как на подбор удивительно хороши – что фриковатая Элисон, что злодейка Виктория с гигантской копной вьющихся рыжих волос с легкостью искупают невзрачность проходящей под грифом «главная героиня» Беллы. Про Роберта Паттинсона я, пожалуй, писать вообще ничего не буду - это бессмысленно. Хочется лишь пожелать ему не оказаться заложником созданного образа, как, например, это произошло с Дэниелом Рэдклиффом, которому теперь сложно пробиться куда-либо, кроме лондонских театров не самой первой величины. Короче, если девушка просит, сходите с ней на это кино, не артачьтесь. Хуже не будет, а ей, опять же, приятно. Как пелось в одной шуточной песне, «глупый вопрос, что такое любовь. то, что рифмуется с «кровь» и «морковь». Вот-вот, все так и есть.
 
Да, и еще. В фильме просто охренительный саундтрек, портит который разве что композиция группы Muse. Пожалуй, нужно будет не забыть поискать его на отдельном диске, в отличие от самого фильма, конечно же.
 

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта