Девушкам здесь не место («Идти» только подготовленным зрителям)

Рецензия на фильм «Ретроспектива братьев Коэн: Старикам тут не место»

 

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли Макдоналд, Гэррет Диллахант, Тесс Харпер, Барри Корбин, Стивен Рут, Роджер Бойс, Бет Грант, Ана Ридер, Кит Гуин.

Автор: nitzer

Во Владивостоке будет уже разгар понедельника, когда американцы с их «опаздывающим солнечным зажиганием» будут раздавать «Оскары». На глаза попалась интересная статистика: если фильм номинируется на престижную статуэтку, это приносит его создателям повышенное внимание со стороны зрителей на сумму в 5,5 млн. долларов еженедельно. Победа в заветной номинации – и того больше, под 15 млн. «Старики» номинированы в самых престижных категориях – лучший фильм и лучшая режиссура. Это не говоря о том, что лента уже собрала обильный урожай призов меньшей престижности.
Но поможет ли вся эта шумиха (не говоря даже о персоналиях, задействованных при съёмках, и лестных отзывах «высоколобой» критики) стать последнему («крайнему») шедевру «ужасных братьев» зрелищем массовым? Я весьма в этом сомневаюсь. Как и в том, что фильм стоит рекомендовать всем знакомым, даже с проверенно-высоким IQ. Оценивая для себя перспективы просмотра «Старикам здесь не место», попробуйте честно ответить себе на следующие вопросы:

1. Готовы ли Вы к очень МЕДЛЕННОМУ фильму? В наше время почти обязательного «МТV-шного», клипового монтажа, когда на экране нередко происходит больше, чем мы реально успеваем воспринять, «Старики» неожиданно ведут себя…в духе группы Candlemass. Помнится, именно упомянутые шведы во второй половине 80-х, когда корифеи thrash-metal соревновались друг с другом в очень быстрой, на пределе физических возможностей музыкантов игре («представляете, они сыграли быстрее, чем Slayer!»), решили вдруг играть медленнее всех. Возвращаясь к Коэнам, вспомним, что они и раньше не стеснялись вставлять в свои произведения очень длинные, почти статичные планы. В данном же случае именно несколько динамичных сцен кажутся «пришельцами» в ткани очень тягучего, как жизнь Крайнего Юга в его депрессивном полупустынном ландшафте, фильма.

2. Сможете ли Вы втянуться в крайне цинично не учитывающие Ваши ожидания игры с авторами? Неожиданно обрубающими одни вполне наметившиеся сюжетные линии и с методичностью ржавого мельничного механизма пережёвывающими мельчайшие детали других. Вам не покажут самого главного, зато исследуют до последней чёрточки лицо второстепенного персонажа. Главный герой, которого будут «вести» почти весь фильм, ближе к финалу будет просто-напросто брошен, словно сломанная прискучившая игрушка. Развитие сюжета, которого Вы, вероятно, всё же будете ожидать, так и не состоится.

3. Есть ли у Вас возможность посмотреть «Стариков» самостоятельно? Даже если Вас не смущает вышеперечисленное, Вашему партнёру всё это может оказаться скукой смертной (либо просто «не по зубам»). Мне вообще трудно представить девушку, получающую искреннее, а не «я-сделала/досмотрела-это» («знаю-теперь-о-чём-речь», «ну-вот-и-сходила-на-твой-выбор») удовольствие от ТАКОЙ картины. Не спешите только записывать меня в сексисты. Я лишь искренне полагаю, что прекрасной половине горожанок гораздо интереснее будет что-то более романтичное. В «Стариках» уровень романтики по-старчески абсолютно нулевой.

Мне лично давать ответы на эти вопросы пришлось уже в зрительном зале.
Сейчас я думаю, что всё же ответил бы на них положительно. Но ловлю себя на мысли: основана ли моя положительная оценка фильма на его внутренней ценности или он запомнится лишь винтажностью и вневременностью «Стариков», столь разительно отличающих картину от массовой поп-корн продукции?

Другие рецензии:  Алексей Коропский,
Полная версия сайта