Рецензия на фильм «Новый свет»
Режиссер: Эмануэле Криалезе
В ролях: Шарлотта Гинзбур, Винченцо Амато, Аврора Кваттрокки, Франческо Касиса, Филиппо Пучилло, Федерика Де Кола, Изабелла Рагонезе, Винсент Скьявелли.
Удивительно трогательный и, если так можно выразиться, доверчивый, «Новый свет», не претендуя на звание шедевра, весьма достоверно рисует картину большого путешествия маленького человека за огромной мечтой. Нищий крестьянин, у которого всего и богатства-то, что маленький облезлый ослик, собирает нехитрый скарб, чтобы отправиться в Америку – так ему посоветовал Господь Бог. Ни крестьянина, ни режиссера Эмануэле Криалезе нам решительно не в чем упрекнуть: их слова и намерения с делом не расходятся.
Многие ли из нас задумывались, что чувствуют многочисленные так называемые «трудовые мигранты», которыми полнятся суматошные улицы практически каждого более-менее крупного города на Земле? С какими чувствами они отправляются через тысячи километров или морских миль? Чего надеются достигнуть? Что приобрести? От кого убежать? Что гонит их в путь? В неизвестность? Задумываются ли горожане, видя нелепых людей в диковатых одеждах, что перед ними – не просто «понаехавшие», а переселенцы, которые пожертвовали своей родиной, потому что до этого родина пожертвовала ими? Оставим моральные, национальные и прочие вопросы в стороне – до поры до времени. Сейчас нас больше занимает пространственный транссерфинг: как решиться на полную перемену окружающей реальности, учитывая, что в ней тебя никто особенно и не ждет? И стоит ли вообще на нее решаться?
Бедняк Сальваторе, чью мать в родной Богом забытой деревеньке иначе как ведьмой и не называют, не знает о далекой Америке практически ничего, он лишь имеет право надеяться, что там, за морем, жизнь гораздо лучше, чем в его угасающей Сицилии. И тогда Сальваторе идет на гору. Сложно не вспомнить Священное писание, тем более, что по чьей-то странной прихоти Сальваторе со своим сынком Анжело находят пачку цветных открыток. На них – доллары, богатые фермы и вообще райская жизнь, райская именно в том понимании, на которое только и способен наивный Сальваторе.
«Новый свет» играет на сложном поле: буквальных ответов вроде «Эти плохие, потому что приехали» или «Эти плохие, потому что не пускают к себе в страну всех подряд» или «Эти плохие, потому что не хотят чтить законы той страны, куда они приехали» здесь нет. Было бы слишком просто и очевидно, если бы нищий Сальваторе еще до прибытия в США зарезал кого-нибудь за еду на теплоходе, и я лично знаю как минимум человек двадцать из числа тех, кого такой вариант устроил бы целиком и полностью. Было бы слишком легко, если бы на границе всех мигрантов просто отстреливали, грабя и насилуя. Такого не происходит.
Вместо этого мы видим детский, казалось бы, эксперимент: «Сложите из кусочков квадрат. Тот, кто не сложит, идиот и подлежит обязательной депортации». «Вот он, моя царица, обыкновенный фашизм», написал как-то по другому поводу поэт Алексей Рафиев и был прав. Обыкновенные вроде бы бытовые действия в глазах неграмотного крестьянина, который с осликом-то чуть ли не целуется, когда прощается, трансформируются в подобие зверств нацистской Германии над жертвами концлагерей: «Каждый художник, который изображает траву голубой, а небо зеленым, должен быть подвергнут стерилизации». Кто сказал? Правильно – Шикльгрубер.
Впрочем, для тех, кто не хочет путешествовать в такие дали (в конце концов, быть строго уверенным, что режиссер именно это имел ввиду мы не можем: о роли Италии во Второй Мировой мы прекрасно помним), «Новый свет» дарит совсем другие ощущения: здесь и лав-стори, которая не похожа на лав-стори в привычном понимании этого слова, и доброта, и редкая по нынешним временам человечность. Видите ли, у маленьких людей тоже бывают большие надежды и огромная любовь.