А мы приперлися
Рецензия на фильм «Перси Джексон и похититель молний»
Режиссер: Крис Коламбус
В ролях: Логан Лерман, Брэндон Т. Джексон, Александра Даддарио, Джейк Эйбел, Шон Бин, Пирс Броснан, Стив Куган, Розарио Доусон, Ума Турман, Мелина Канакаридис, Кэтрин Кинер
Представьте: вы позвали хорошего друга на затяжной вечерний глинтвейн со свечами и «Триллером» Майкла Джексона в роли саундтрека. Чайник с крепчайшей заваркой, чтобы не спать далеко за, важно пыхтит на столе, укрытый байковой прихваткой. Вино с абрикосами, ванилью и корицей кипятится на плите. Где-то в комнате звучит божественный голос Джеко. В дверях раздается звонок. Вы открываете и видите на пороге странное невменяемое существо в ультра-скинни на кривых ногах, хипстерской майке с магнитофоном на груди, огромных студийных наушниках, подрубленных к телефону «Самсунг», и колоссальным шматом клубничной жвачки во рту. Оно говорит «Привет», не разжимая губ, и, не снимая чудовищно грязных кед, проходит на кухню, шатаясь и хватаясь немытыми руками за стены. Ваш лучший друг – это «Гарри Поттер». Вы ждали его, а пришел «Перси Джексон».
Подросток с мимикой урожденного дегенерата Перси Джексон живет с мамой и премерзкого вида отчимом, страдает от дислексии и очень любит воду. Не без оснований считая себя лузером, он не претендует на многое, дружит с черным калекой и тихо-мирно учится (как далеко этому классу до германиковской «Школы»!), но, сами понимаете, вечно так продолжаться не может. После того как в кладовке музея на Перси с недвусмысленными намерениями набрасывается новоприбывшая учительница-фурия (нет, перед нами все-таки не «Школа»), учитель-инвалид оборачивается кентавром, а губастый камрад максимка – сатиром, находчивый и остроумный школьник наконец-то начинает понимать, что где-то что-то пошло не так.
Перси неожиданно для самого себя (но ожидаемо для всех остальных по обе стороны экрана) оказывается сыном бога морей Посейдона, втянутым в стремного вида терку с ворованными молниями и войной богов между собой с привлечением землян, а также всех остальных. Чтобы доказать свою невиновность ему нужно побывать в аду, забрать оттуда маму (на которую когда-то польстился Посейдон, что, учитывая его земную внешность и повадки в целом, неудивительно) и найти настоящего вора. Помогать в этом путешествии по Америке (не удивляйтесь: все боги, герои и прочие твари, знакомые вам по «Легендам и мифам Древней Греции» Куна, переселились на ПМЖ в США так давно, что, похоже, и сами искренне верят, что это – их дом родной) ему будут бюстообильная дочь Афины Паллады Аннабет и похотливый фавн Гровер, мечтающий отрастить на кудрявой голове ветвистые рога. О, господи, на этом фоне выгодно смотрится даже Джа-Джа Бинкс.
Сказать, что фильм плох, значит, мягко говоря, промолчать, словно рыба, набравшая в рот воды. Он невероятно, чудовищно плох, омерзительно безвкусен и безмерно падок на сладкое, но – и это самое худшее – он оставляет после себя несмываемое ощущение дурного сна, вызванного полетом пчелы вокруг Хогвартса. Смотришь и не понимаешь, почему Посейдон выглядит как Дэниел Крэйг, внезапно переквалифицировавшийся в бомжи, Зевс своими нелогичными истериками напоминает Бориса Грызлова, а на Олимп можно попасть исключительно с последнего этажа Эмпайр Стэйт Билдинг. Сегодня я не склонен к милосердию и даже не подаю нищим, поэтому заодно уведомляю страждущих: Медузу Горгону убивают при непосредственной помощи айфона, Аид выглядит как Фрэнк Заппа в его лучшие (они же худшие) годы, а Минотавр вместо того чтобы крыть коров, швыряется ими во встречных и поперечных. То есть вы правильно поняли: ад и Тартар где-то на экране, но, кажется, вовсе не там, где это задумывалось создателями нашей сегодняшней папье-маше-буффонады.
Совершенно не понятно, куда делось пресловутое обаяние и внимание к мельчашим деталям Криса Коламбуса, автора первых двух (слащавых wannabe, но таких ми-и-илых) «Поттеров», «Один дома» и не только. При внимательном взгляде на «Перси Джексона» создается впечатление, что его вырубали тупой стамеской и долотом из низкопробной крошащейся горной породы. Фильм невменяем. Симпатий не вызывают даже главные герои (променять Эмму Уотсон на эту лупоглазую щекастую дуру с торчащими сквозь кожаный нагрудник сосками? Да ни в жизнь!), про остальных же и говорить нечего – они даже не смешны. Книги Рики Риордана из эпопеи про Перси в России, насколько мне известно, не издавались, но я склонен предполагать, что они ужасны даже без перевода, иначе возникает вопрос: как фильм с Умой Турман, Пирсом Броснаном, Розарио Доусон , Стивом Куганом и Джо Пантолиано смог в итоге оказаться столь низкопробным дерьмом?
Хотя, говоря откровенно, без светлых моментов не обошлось и тут. 10 экранных минут, которые герои проводят в Лас-Вегасе (только не спрашивайте меня, зачем они туда поехали – я не смогу объяснить это в человеческих словах, скорее, мне придется тявкать и хрюкать), совершенно бесподобны. Малого того, что здесь наличествует единственная на весь фильм смешная шутка про «Французского связного», так есть еще и другое. Малыши жрут пирожные, начиненные то ли гашишем, то ли ЛСД, зависают в пространстве и сшибают дичайший куш в казино, пока их парнокопытный афроамериканский друг зажигает на сцене под песни трансвестита, известного вам и всем остальным как Леди Гага.