Рецензия на фильм «Русалка.»

 

Режиссер: Анна Меликян

В ролях: Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Ирина Скриниченко, Мария Соколова

Автор: Алекс Экслер

Российский южный городок у моря. Почти феллиниевская толстуха в одиночестве голышом купается в море, когда рядом с ее одеждой совершенно случайно оказывается лихой морячок (Максим Коновалов) — весь такой увольнительный, в парадняке, с цигаркой в знойном уголке прищуренной губы и с умопомрачительными рыжими кудрями под бескозыркой в белом чехле. Их страсть поднялась бурно, как волны Черного моря в момент раскатистого пятибалья. В результате этой случайной встречи родилась девочка Алиса (Анастасия Донцова).

К сожалению, ничего хорошего в этой жизни Алису не ждет. Мамаша Алисы из неуклюжей толстой девушки превратилась в толстую тетку с поломанной судьбой (Мария Сокова), и живут они втроем вместе с бабушкой Алисы (Альбина Евтушевская) в маленькой хибарке, а маме Алисы, чтобы прокормить мать и дочку, приходится горбатиться с утра до вечера.

Конечно, у Алисы есть свои мечты — например, ей хочется стать балериной. Но какая тут, к черту, балерина, объясняет ей мама, когда мама уродуется с утра до вечера, а личной жизни как не было, так и нет. А если вдруг и появляется кто из снимающих комнату морячков, которые готовы дать маме хоть капельку этой давно забытой личной жизни, так тут Алиса со своими детскими фантазиями о том, что мама должна хранить верность папе, которого она видела один-единственный раз в жизни, тут же портит все интимство.

После одного такого испорченного в результате злоумышленного поджога очередного раунда личной жизни мама призналась Алисе, что папа ее — волнительный морячок и одновременно негодяй, так что ждать, что он когда-нибудь вернется, нет никакого смысла. От такого признания Алиса перестала разговаривать — а просто так, потому что зачем говорить, если сказать толком нечего. Мама ее отдала в дурку для детей, а когда Алиса (Мария Шалаева) выросла — у нее на нервной почве проявились некие загадочные возможности. Например, она может сделать так, чтобы ее желания исполнялись. Подует она на сине, пардон, черно море молодецким подувом — тут-то буря и разгуляется, в результате чего весь их поселочек снесет к чертям собачьим.

Куда отправиться оставшейся без крова семье, если ей некуда податься? Разумеется, ехать в Москву, столицу нашей и их тоже родины. В Москве мама встретила прекрасного мясника, а Алиса встретила прекрасного принца Сашу (Евгений Цыганов). Прекрасный мясник — блудлив, как это водится у мясников, а Саша — свинячит по полной программе, как это принято у прекрасных принцев.

Но Алису не смущают Сашины пьянки-фиганки и наркоманства-интимства. Он же принц! А принц хорош всем — своей уродской работой, на которой Саша впаривает напыщенным придуркам участки на Луне, своей в корень обдизайненной квартирой, которая так и тянет суицидничать по полной программе, ну и своим очень своеобразным, хотя и традиционным для молодых одиноких москвичей солидного достатка образом жизни.

Сможет ли Алиса найти свое счастье в Москве? Разумеется, нет. Она же просто Русалка, а не Дельфин вроде Игоря Николаева…

Фильм "Русалка" сейчас — чуть ли не главная надежда российского кино. Восторженные рецензии большинства кинокритиков, приз "За лучшую режиссуру" в игровом конкурсе международной программы Американского международного фестиваля независимого кино в Сандэнсе в 2008 году, ну и самое важное — этому фильму доверено представлять Россию на "Оскаре".

Жанр картины создателями определяется как драма, однако это все-таки не драма, а нечто вроде трагикомедии с легким мистическим оттенком.

Мистический оттенок в виде неожиданной "сбычи мечт" главной героини и ее неожиданных вещих снов, на мой взгляд, явно лишний. Он, вероятно, должен наполнить фильм элементами сказки и эдакого волшебства, но на фоне весьма реалистичной истории о кусочке из жизни маленькой несчастной семьи все эти мистические оттенки смотрятся несколько неуместно. Снижают накал той самой бытовой драмы.

У "Русалки", как у хороших духов, две нотки, то есть картина действует по-разному во время и после просмотра. (Разумеется, я сейчас говорю исключительно о своих личных впечатлениях.) Во время просмотра мне много чего не нравилось. Не нравилась эта притянутая за уши мистика, не нравились явные сценарные дырки (например, на черта Алиса продолжала работать в этой дурацкой рекламе после того, как у нее появились деньги откупиться?), не нравились общая затянутость и нудноватость, а также надуманность некоторых эпизодов. И я даже сходу посчитал, что фильм — максимум на троечку с плюсом.

Но после просмотра возникло вполне приятное послевкусие и, раздумывая над этим фильмом, я понял, что он все-таки хорош, несмотря на все свои заметные недостатки. Потому что когда уже после просмотра картина не уходит из головы и продолжает вспоминаться, причем не своими ляпами и несуразностями, а общим светлым настроем и улыбкой главной героини — значит, это хорошее кино.

Актерские работы понравились все. Мария Шалаева, исполнившая главную роль, конечно, удивительная. Эдакий гадкий утенок, в какие-то моменты одной улыбкой превращающийся в прекрасного лебедя. Особенно здорово это заметно в эпизоде, когда камера из нее делает "лунную девушку", — прям волшебство какое-то! Мария выглядит совершенно естественной даже там, где сценарий уползает на какие-то искусственно-надуманные рельсы, играет очень искренне и показала себя яркой и характерной актрисой. Режиссер Анна Меликян говорила, что сценарий и писался специально под Марию, потому что никого другого на роль Алисы она себе и представить не могла.

Мария Сокова, сыгравшая маму Алисы, — это просто восторг! Задерганная толстушка с неустроенной личной жизнью изображена невероятно достоверно. Никаких перекосов в ту или иную сторону — она в меру стервозна и в меру несчастна. То есть именно так, как бывает в жизни: с одной стороны, ее осуждаешь за невнимание к собственной дочери, с другой — жалеешь за несчастную судьбу и отсутствие хоть каких-то перспектив.

Бабушка у Алисы также получилась очень колоритной. Что интересно, ее сыграла непрофессиональная актриса Альбина Евтушевская, которую ассистент по подбору актеров нашла в метро.

На роль "прекрасного принца" (он же впариватель Саша) Анна Меликян пригласила Евгения Цыганова — немногословного, но романтичного архитектора из "Питера FM". Цыганов тоже понравился. У "принца" на самом деле была самая сложная роль. С одной стороны, по сценарию он — свинья свиньей. Ну, точнее, молодой человек, попавший в коварные сети мерзкой работы, приносящей, однако, большие деньги. С другой — в него же влюбилась Русалка, а значит, данный персонаж у зрителей не должен вызывать отвращение.

Он и не вызывает. Та самая немногословность, откуда-то изнутри проявляющаяся романтичность и, в общем, весьма мощная харизма Цыганова срабатывают на все сто! Появись на его месте, например, тот же Гоша Куценко, картина тут же ушла бы в фарс. А так сохранились какой-то налет романтики и легкая, хотя и прерывистая нить некоей сказки.

В общем, я считаю, что посмотреть этот фильм не только можно, но и нужно. Потому что это настоящее авторское кино — не без недостатков и не без явных огрехов, но оно все-таки искреннее, талантливое и позитивное. На фоне современных российских фальшивых романтических комедий, псевдоблокбастеров, невероятно убогого "патриотизма" и ворованных боевиков только такие фильмы, как "Русалка", составляют действительно человеческое лицо российского кино. И за одно это Анне Меликян большое спасибо. Потому что она — не прогибается!

Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность - 4
Актерская игра - 4
Режиссерская работа - 4
Сценарий  — 3
Кратко о фильме - не без недостатков, но симпатично
Нужно ли смотреть  — вполне можно

Другие рецензии:  Алексей Коропский

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта