СЛУЧАЙ С КОМИКСОМ (идти, чтобы понять: «Дикий, дикий Запад» МОГ БЫ выйти захватывающим!)

Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Гая Ричи: Шерлок Холмс»

 

Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Рэйчел МакАдамс, Марк Стронг, Эдди Марсан, Роберт Мэйллет, Джеральдин Джеймс, Келли Райлли, Уильям Хьюстон, Ханс Мэтисон

Автор: nitzer
Начнём со своей «детективной истории». Ряд изданий, использующих при подготовке «киношных» статей прежде всего интернет-поисковики, поспешил сообщить, что «Шерлок Холмс» образца 2009 поставлен не на основе произведений сэра А́ртура Игна́тиуса Ко́нан Дойля, а по комиксам некоего Лайонелла Уигрэма.
 
Не будем строги к халявщикам.
 
Во-первых, в большинстве подобных «источников» трудятся люди, подобные рабочим с конвейера. У бедняжек есть план выдачи на-гора т.н. «рецензий», и им просто некогда отсеивать дезинформацию.
 
Во-вторых, автором провокации выступила ни много ни мало сама студия Warner Bros., изначально объявившая проект «Нового Холмса» адаптацией комикса Лайонела Уигрэма, на тот момент просто ещё…не опубликованного. У студии – своё оправдание. Ведь только после такого заявления можно рассчитывать перехватить «волну» популярности фильмов, действительно основанных на графических новеллах (от настоящих шедевров —  «Города Грехов», «Мстителя» или «Хранителей» до последних реинкарнаций Бэтмена или легиона «Марвелловских» экранизаций). А как вы ещё прикажете заманить зрителей в кинотеатры после того, как «Шерлока» экранизировали, наверное, сотни раз? Возможно, на сильный маркетинговый ход боссов «Уорнера» натолкнул подход Уигрэма. Да-да, Лайонелл Уигрэм действительно существует. Правда, раньше он был замечен в основном на очень далёких от вершины Славы ролях ШЕСТОГО продюсера фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» и четвёртого — «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Представьте себя руководителем ведущего киноконцерна, к которому пришёл в офис парень таких «регалий» и талдычит о каком-то там новом, богемном образе Шерлока Холмса. Чтобы не услышать Ваше безнадёжное «мы подумаем», честолюбивый м-р Уигрэм проиллюстрировал свою идею в виде рисунков, созданных ни кем иным, как Джоном Уоткиссом — раскадровщиком футуристического фильма «Небесный капитан и Мир будущего». Так что формально «Warner» никого не обманывала – «комикс» действительно существовал, а отчитываться о количестве страниц в нём никто ведь и не подряжался?
 
В-третьих, ЭТОТ «Шерлок Холмс» действительно не похож на что-либо, принятое считать классической адаптацией детективов Конан Дойля. Возможно, острее всего почувствуют своеобразный внутренний протест зрители «стран СНГ», до сих пор находящиеся в плену очарования дуэта Ливанова и Соломина (RIP). Да что говорить о неизбалованных советских зрителях! Орден Британской империи, вручённый Василию Ливанову в 2006г за исполнение роли Холмса, – лучшее подтверждение тому, что именно русская актёрская школа и режиссура смогли точнее всех других воплотить подлинно викторианский стандарт образов знаменитого сыщика и его компаньона… На который столь откровенно наплевали постановщики «Холмса 2009»! Наш сегодняшний Холмс – отнюдь не джентльмен в колониальном стиле. Он словно монтировался в декорации XIX века как своеобразный Франкенштейн, сшитый из деталей образов совершенно несопоставимых персонажей. Новый Холмс сражается с заговором мирового масштаба и разбирается в винтажах вин не хуже Джеймса Бонда. Он носит странные, но невообразимо стильные наряды, кутит и манерничает, как заправский Капитан Джек Воробей. Он совершенно в духе Бэтмэна или Супермена спасает девушек прямо из лап злодеев… Смешать такие ингредиенты в нужной пропорции да так, чтобы от «варева» за милю не разило штампами, может только гениальный режиссёр. Тем удивительнее был первоначальный выбор на режиссёрский мостик «прославившегося» ранее лишь псевдо-артхаусными страшилками Нила Маршалла (Neil Marshall: «Псы-воины», «Спуск»). По счастью, этот выбор не прижился, и проект попал к Гаю Ричи (Guy Ritchie: «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Револьвер», «Рок-н-ролльщик»), который и сделал работу имплантатора на 5+. На мой взгляд, Ричи при этом удалось не только «стряхнуть пыль» с образа Великого Сыщика (избавившись от прикипевших к нему наслоений вроде фразы «элементарно, Ватсон» или трубки, услужливо изогнутой под особенности лица одного из первых «серийных» исполнителей роли Шерлока Уильяма Жиллетта). Вероятно, фильм создаёт новую традицию изображения Холмса – как его теперь представить без мускульной энергии, ставшей таким неожиданным и нужным приложением к дедуктивному методу? Не исключено, что «утка» про комикс предполагалась и как резервный вариант отхода в случае, если зритель не примет такую ипостась героя. Впрочем, этого не случилось: сборы «Шерлока Холмса» в первую неделю уступают лишь – бррр – «Аватару». Более того, фильм уже номинирован на «Оскар».
 
Что же, дело «комикса» раскрыто, будем паковать вещи?
Отнюдь, как в заправском графическом романе фильм весьма недвусмысленно даёт даже не надежду, а обещание на продолжение. Да и  Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr), исполнитель роли Холмса, уже «проговорился» в одном из интервью о двух запланированных сиквелах. И это тот редкий случай, когда такая новость приносит на ум не досадливое «и они туда же», а нетерпеливое: «когда же Шерлок Холмс вернётся…в Настоящем Рок-н-рольщике!?» Вернётся, чтобы доказать: правильно снятый экшн в декорациях «эпохи пара» МОЖЕТ не на шутку увлекать зрителя, даже если это «всего лишь» сиквел.
Другие рецензии:  Алекс Экслер, Анатолий Филатов,
Полная версия сайта