Мы берем это на улицах

Рецензия на фильм «Миллионер из трущоб»

 

Режиссер: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан

В ролях: Миа Дрэйк, Имран Хасне, Фаезех Джалали, Анил Капур, Ирфан Хан, Мадхур Миттал, Дев Пател, Фрейда Пинто, Шрути Сет, Ананд Тивари

Автор: Анатолий Филатов

Очередной мастер-класс от Дэнни Бойла, обогативший лексикон кинокритиков новомодным понятием «Бойливуд». Кино, в котором не хочется искать слабые места просто потому, что разобрать его на части уже непосильная задача. Фильм, в котором один из самых дискредитированных продуктов массового мирового телевидения выступает в амплуа бога из машины, и это странным образом никого не раздражает. «Миллионер из трущоб» одинаково сильно как с чувственных, так и логических позиций доказывает, что все, что вам нужно знать о жизни, можно найти на помойке.

Чудом попавший на индийский аналог «Кто хочет стать миллионером?» Джамал Малик, попрошайка и воришка, разносчик чая и продавец уличных газет, сирота и безнадежно влюбленный в красавицу Латику люмпен, неожиданно для всех останавливается в шаге от главного приза. Правила игры, лицензированной в большинстве стран мира, где есть телевидение, не меняются: когда время заканчивается, съемки переносятся на следующий день. Правила одинаковы для всех, но, как справедливо подметил в свое время Оруэлл, «Все животные равны, но некоторые равнее». В итоге, Джамал приходит в себя от удара электрической дубиной в живот: лицом, натурально, в параше. Он в каталажке, его обвиняют в мошенничестве. Смешно же всерьез предположить, что 18-летний нищеброд может знать правильные ответы на вопросы, цена которым – 20 миллионов рупий? Владельцам передачи действительно смешно, а несчастному Джамалу, вмиг скатившемуся с небес, только и остается, что рассказать всю свою жизнь с самого начала. Здесь игры в миллионы заканчиваются, и начинаются игры миллионов – таких же бесправных оборванцев, как Джамал, для которых он за один вечер обрел статус живого бога.

Очередная история маленького человека, созданная с транснациональным размахом, не то, чтобы оказывается алмазом в борозде. Появление «Миллионера из трущоб» — это как если бы на ювелирном небосклоне появился новый «Шах» или «Орлов», камни, цена которых в деньгах не исчисляется. Дело даже не в безупречной режиссуре Бойла, его фантастической хватке и логике, и не в дивной картинке от Энтони Мэнтла, и не в музыке, не в актерах, ни в чем по отдельности. Убери одну грань – и что останется от бриллианта? Развалится на куски, рассыплется в пыль, которую только на стеклорезы пускать. Могучий ритм «Миллионера» кружит голову так, что уже и непонятно, где Дели, где Мумбаи, где родной кинотеатр? И чьи это глаза блестят рядом – соседей по залу или соседей по бедняцкому кварталу? И чем это пахнет: пряностями из соседнего чердака или попкорном? И что это играет где-то вдали – дудочка уличного музыканта или мобильник очередной сволочи, для которой что Дэнни Бойл, что Гарик Харламов — одна сатана? Оставив шутки, каемся: цвет, звук, темп, планы – Бойл снял едва ли не гипнотическое зрелище, притом что никакой показной психоделии в фильме нет и в помине.

Ценность «Миллионера» еще и в том, что завеса тайны, которую индийское правительство установило над жизнью своего государства, наконец-то приподнялась. Пусть даже ненамного. Потемкинская деревня сотен одинаковых фильмов, где бедняки пляшут и поют, находят братьев и сестер, отцов и матерей, а, в конце концов, женятся, чтобы нарожать очередных детей, которым суждено точно так же потеряться, — это, конечно, само по себе неплохо. Промышленность работает, да и смотрят же это не только в Индии. Но страна – она все-таки другая. Здесь брат, оказывается, может предать брата ради монет, а не умильно искать родинку у него на пузе. Танцевать особенно некогда, иначе опять проворочаешься всю ночь от голода, — нужно много работать и зарабатывать деньги. Яркие костюмы, как у сотен клонов Раджа Капура, почему-то не раздают на улицах, да и спать в помойном ящике в таком прикиде не очень-то удобно, а другого все равно нет. Джамал Малик победил не только в игре, он победил саму Индию, всю ее кастовую систему, при которой бедный умирает бедным, что бы он в этой жизни не сотворил. И ощущение этой победы, которое бушует по обе стороны экрана, — это еще одна большая победа Дэнни Бойла.

В свое время главный грибной буддист России и смурной певец диалектики Виктор Пелевин выдвинул очень меткую теорему, моментально выдав ее за аксиому. В переводе на наш — кинематографический — язык представить ее можно следующим образом. Режиссер – это человек, который отвечает только перед фильмом, который он снимает, а не перед зрителями или критиками. Если исходить из этой позиции, Дэнни Бойлу перед своим «Миллионером» краснеть точно не придется. Как, впрочем, и перед зрителями, и перед критиками. Сомнительно, правда, чтобы человека, показавшего Индию правдивее и честнее, чем сами индусы, а значит, сумевшего понять об этой вечной стране что-то несоизмеримо более важное, чем какие-то там номинации и статуэтки золоченых божков, это так уж сильно волновало.

Другие рецензии:  Олег Анохин,

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта