Магия лета (идти, но только до начала осени)

Рецензия на фильм «Ученик чародея»

 

Режиссер: Джон Тёртелтауб

В ролях: Николас Кейдж, Джей Барушел,ь Моника Беллучч,и Тереза Палме,р Альфред Молин,а Тоби Кеббел,л Пейтон Лист

Автор: nitzer
Людей, которых я бы хотел больше всего видеть среди читателей своих рецензий, заманить на блокбастеры непросто. Тем более на очередной продукт от продюсера Джерри Брукхаймера, который, похоже стал для кинокомпании «Уолт Дисней» настоящим золотым тельцом – вспомним, что для подпитки этого «идола» дельцы от кино с WDC не моргнув глазом избавились от целого ряда убыточных проектов, не пожалев пустить под нож даже такое воплощение культа, как свою бывшую дочерку Miramax. Тем не менее, рискуя своей репутацией, «Ученика Чародея» я буду рекомендовать к просмотру.

«Как?» — может удивиться искушенный зритель, видевший трейлеры к этому фильму. Смотреть очередную версию приевшегося штампа? Крутой Спаситель мира с великолепным послужным списком (в нашем случае – «чародей 777 уровня») избирает вдруг своим учеником «ботаника-неудачника» (помешанного на физике фрика) перед лицом ужасной опасности. Да мы видели это сто раз! «Звёздные войны», «Трансформеры», а теперь ещё и легион недорогих отечественных фильмов-клонов нещадно эксплуатируют подобную фабулу и, казалось бы, выжали из неё последние крупицы креатива настолько, что невозможно уже создать даже сколько-нибудь приличную пародию! Ещё ДО похода в кино ясно, как всё будет: пролог (некая псевдомифическая история) — неожиданная встреча главных героев — сложности «притирки» и взросления ученика – экшн – финальная битва - послелоговый поцелуй «в диафрагму»…

Но в нашем случае девиз фильма («это работа мечты») чудесным образом срабатывает. Сложно сказать, в чём именно скрыт секрет обаяния «Ученика».
 
В хорошем актёрском составе? Вероятно. Глядя на чародея Бальтазара Блэйка, который, разгуливая посреди китайского квартала в прикиде полицейского, убедительно произносит «я в образе», хочется применить эту оценку для всей роли Николаса Кейджа— после череды малозапоминающихся экранных воплощений герой «Диких Сердцем» действительно снова «в седле». Молодой Джей Барушель успешно избегает опасности игры в баттхэда от физики и скорее напоминает разанимированного Тимона из «Короля Льва», что выходит у него очень симпатично. Альфред Молина выдаёт очень убедительного главного злодея, а Тоби Кэпбелл великолепно манерничает в роли его подмастерья. Тереза Палмер не хватает звёзд с неба, но как девушка главного героя вызывает самые позитивные чувства. И, наконец, сама Моника Белуччи – для украшения любой картины ей достаточно произнести всего несколько слов, сделать два-три жеста или же просто БЫТЬ ТАМ, что она и делает в «Ученике Чародея». Однако, при всем позитиве, вызываемом кастингом картины, приходится признать, что новых граней актёрского мастерства нам этот фильм отнюдь не раскроет и своим успехом будет обязан вовсе не выдающейся игре актёров.

Так что, может быть, дело в удачном наборе шуток? Не скатываясь в гротеск, наша лента блестяще обыгрывает собственную вторичность. Стоит злодеям на экране заколдовать с помощью волшебного посоха университетского клерка, который с видом зомби повторит за своим заклинателем «вам не нужно преподавательское удостоверение», как с экрана прозвучит в насмешку цитата из «Звёздных войн» («Это не те дроиды, которых вы ищете»), причём ровно через секунду после того, как вы было напялите на себя мантию обличителя. В целом юмор в фильме радует высоким уровнем «воспитанности». Если бы не писающая и пукающая собачка, можно было бы даже назвать его джентльменским – как в мультфильмах из золотого наследия «Диснея». Твёрдая «четвёрка» и по данному пункту. Но не «отлично».

Стоит похвалить и определённую драйвовость картины. Проходных сюжетов почти нет. Приключения сменяются погонями. Магические фенечки удачно сочетаются с современными технологиями и всё это щедро сопровождено качественными спецэффектами. Романтические линии легки и приятны: не напрягают морализмом, но и не бесхребетны, имея за собой определённый идеологический посыл. Очень качественно «прописаны» и детали — от интерьера лавки антиквара и кабинета иглоукалывания в китайском квартале до колоритных городских пейзажей Нью-Йорка (самые внимательные зрители, правда, отметят отсутствие башен-близнецов в сюжете 2000 года, когда до уничтожения этих зданий ещё должнен бы пройти как минимум год; но это можно списать на внутриамериканскую цензуру, настойчиво рекомендующую исключать любое упоминание о WTC). Крайне серьёзно подобран и реквизит картины. Например, ювелирка для фильма — авторская, сделана на заказ и впечатляет своим дизайном. Сердце любого поклонника ретро-автомобилей с первого взгляда покорит машина Чародея – очень редкая машина, «Роллс-ройс Фантом» 1935 года выпуска. Её двигатель, известный как «Мерлин»(!) — мотор от британского истребителя, который участвовал во Второй мировой войне. Придраться, конечно, есть к чему и в этом плане. К радости любого истинного дальневосточника «фантом» (как и положено всем настоящим автомобилям классической эпохи и ПРАВИЛЬНЫМ авто сегодняшнего дня) – «праворулька». Однако, когда Чародей в эпизоде погони будет превращать свой эксклюзивный раритет в тривиальный гоночный мерседес, рука мага почему-то покажется со стороны левого «бардачка». Спишем это на агентов влияния автоВАЗа, но незыблемым останется другой факт: качество «плотности» ленты по определению призвано дополнять другие добродетели произведения, а отдельно взятое оно не создаёт фильм. Честь и хвала м-ру Брукхаймеру за привлечение необходимых средств и качеств в нашу киноленту, но вспомним, что тот же «Принц Персии», спродюсированный Брукхаймером чуть раньше «Ученика» и также нашпигованный дорогой визуализацией, отнюдь не произвёл такого хорошего впечатления, как «Ученик Чародея».

Говорят ещё об особом «завете Диснея», якобы пронизывающем ткань рассматриваемого фильма. Соглашусь: отсылки к «Фантазии», к «Спящей Красавице» и менее очевидные к другой диснеевской классике действительно налицо. Но разве не каждый второй современный фильм старается блеснуть цитатой из «золотого фонда», чтобы впечатлить «посвящённых»? И то, что хитрецы с WDC в очередной раз пиарят свои архивные материалы, может, скорее настораживать: а не скормят ли нам очередной «вторяк» в уже практически обещанных сиквелах? Не стану спорить: скромные, без перебора омажи – настоящее украшение любого произведения, но не они создают его материю.

Можно пытаться продолжать перебирать всё уменьшающиеся для значения общего итога оценки фильма факторы, но я думаю, что уже стоит выложить главный козырь картины. Её премьера (недаром практически совпадающая хронологически в РФ и в мире) просто очень правильно назначена на середину лета. А ведь это – самое беззаботное время года, когда даже вино должно быть лёгким и белым. В один из июльских вечеров «Ученик», да ещё и на экране кинотеатра – самое подходящее зрелище. На него будет очень кстати сводить и самого любимого человека в Мире, и юных наследников, и давнего приятеля, за каким-то лешим «горящего» на работе с риском просто упустить всё лето. Именно для таких случаев и придуман весь жанр «летний блокбастер», каноны которого прекрасно и – очень кстати: без претензий на шедевральность — реализованы в «Ученике Чародея». Мой совет: смело употреблять вместе с прохладительными напитками! 


Полная версия сайта