Магия лета (идти, но только до начала осени)
Рецензия на фильм «Ученик чародея»
Режиссер: Джон Тёртелтауб
В ролях: Николас Кейдж, Джей Барушел,ь Моника Беллучч,и Тереза Палме,р Альфред Молин,а Тоби Кеббел,л Пейтон Лист
«Как?» может удивиться искушенный зритель, видевший трейлеры к этому фильму. Смотреть очередную версию приевшегося штампа? Крутой Спаситель мира с великолепным послужным списком (в нашем случае – «чародей 777 уровня») избирает вдруг своим учеником «ботаника-неудачника» (помешанного на физике фрика) перед лицом ужасной опасности. Да мы видели это сто раз! «Звёздные войны», «Трансформеры», а теперь ещё и легион недорогих отечественных фильмов-клонов нещадно эксплуатируют подобную фабулу и, казалось бы, выжали из неё последние крупицы креатива настолько, что невозможно уже создать даже сколько-нибудь приличную пародию! Ещё ДО похода в кино ясно, как всё будет: пролог (некая псевдомифическая история) неожиданная встреча главных героев сложности «притирки» и взросления ученика – экшн – финальная битва - послелоговый поцелуй «в диафрагму»…
Но в нашем случае девиз фильма («это работа мечты») чудесным образом срабатывает. Сложно сказать, в чём именно скрыт секрет обаяния «Ученика».
В хорошем актёрском составе? Вероятно. Глядя на чародея Бальтазара Блэйка, который, разгуливая посреди китайского квартала в прикиде полицейского, убедительно произносит «я в образе», хочется применить эту оценку для всей роли Николаса Кейджа после череды малозапоминающихся экранных воплощений герой «Диких Сердцем» действительно снова «в седле». Молодой Джей Барушель успешно избегает опасности игры в баттхэда от физики и скорее напоминает разанимированного Тимона из «Короля Льва», что выходит у него очень симпатично. Альфред Молина выдаёт очень убедительного главного злодея, а Тоби Кэпбелл великолепно манерничает в роли его подмастерья. Тереза Палмер не хватает звёзд с неба, но как девушка главного героя вызывает самые позитивные чувства. И, наконец, сама Моника Белуччи – для украшения любой картины ей достаточно произнести всего несколько слов, сделать два-три жеста или же просто БЫТЬ ТАМ, что она и делает в «Ученике Чародея». Однако, при всем позитиве, вызываемом кастингом картины, приходится признать, что новых граней актёрского мастерства нам этот фильм отнюдь не раскроет и своим успехом будет обязан вовсе не выдающейся игре актёров.
Так что, может быть, дело в удачном наборе шуток? Не скатываясь в гротеск, наша лента блестяще обыгрывает собственную вторичность. Стоит злодеям на экране заколдовать с помощью волшебного посоха университетского клерка, который с видом зомби повторит за своим заклинателем «вам не нужно преподавательское удостоверение», как с экрана прозвучит в насмешку цитата из «Звёздных войн» («Это не те дроиды, которых вы ищете»), причём ровно через секунду после того, как вы было напялите на себя мантию обличителя. В целом юмор в фильме радует высоким уровнем «воспитанности». Если бы не писающая и пукающая собачка, можно было бы даже назвать его джентльменским – как в мультфильмах из золотого наследия «Диснея». Твёрдая «четвёрка» и по данному пункту. Но не «отлично».
Стоит похвалить и определённую драйвовость картины. Проходных сюжетов почти нет. Приключения сменяются погонями. Магические фенечки удачно сочетаются с современными технологиями и всё это щедро сопровождено качественными спецэффектами. Романтические линии легки и приятны: не напрягают морализмом, но и не бесхребетны, имея за собой определённый идеологический посыл. Очень качественно «прописаны» и детали от интерьера лавки антиквара и кабинета иглоукалывания в китайском квартале до колоритных городских пейзажей Нью-Йорка (самые внимательные зрители, правда, отметят отсутствие башен-близнецов в сюжете 2000 года, когда до уничтожения этих зданий ещё должнен бы пройти как минимум год; но это можно списать на внутриамериканскую цензуру, настойчиво рекомендующую исключать любое упоминание о WTC). Крайне серьёзно подобран и реквизит картины. Например, ювелирка для фильма авторская, сделана на заказ и впечатляет своим дизайном. Сердце любого поклонника ретро-автомобилей с первого взгляда покорит машина Чародея – очень редкая машина, «Роллс-ройс Фантом» 1935 года выпуска. Её двигатель, известный как «Мерлин»(!) мотор от британского истребителя, который участвовал во Второй мировой войне. Придраться, конечно, есть к чему и в этом плане. К радости любого истинного дальневосточника «фантом» (как и положено всем настоящим автомобилям классической эпохи и ПРАВИЛЬНЫМ авто сегодняшнего дня) – «праворулька». Однако, когда Чародей в эпизоде погони будет превращать свой эксклюзивный раритет в тривиальный гоночный мерседес, рука мага почему-то покажется со стороны левого «бардачка». Спишем это на агентов влияния автоВАЗа, но незыблемым останется другой факт: качество «плотности» ленты по определению призвано дополнять другие добродетели произведения, а отдельно взятое оно не создаёт фильм. Честь и хвала м-ру Брукхаймеру за привлечение необходимых средств и качеств в нашу киноленту, но вспомним, что тот же «Принц Персии», спродюсированный Брукхаймером чуть раньше «Ученика» и также нашпигованный дорогой визуализацией, отнюдь не произвёл такого хорошего впечатления, как «Ученик Чародея».
Говорят ещё об особом «завете Диснея», якобы пронизывающем ткань рассматриваемого фильма. Соглашусь: отсылки к «Фантазии», к «Спящей Красавице» и менее очевидные к другой диснеевской классике действительно налицо. Но разве не каждый второй современный фильм старается блеснуть цитатой из «золотого фонда», чтобы впечатлить «посвящённых»? И то, что хитрецы с WDC в очередной раз пиарят свои архивные материалы, может, скорее настораживать: а не скормят ли нам очередной «вторяк» в уже практически обещанных сиквелах? Не стану спорить: скромные, без перебора омажи – настоящее украшение любого произведения, но не они создают его материю.
Можно пытаться продолжать перебирать всё уменьшающиеся для значения общего итога оценки фильма факторы, но я думаю, что уже стоит выложить главный козырь картины. Её премьера (недаром практически совпадающая хронологически в РФ и в мире) просто очень правильно назначена на середину лета. А ведь это – самое беззаботное время года, когда даже вино должно быть лёгким и белым. В один из июльских вечеров «Ученик», да ещё и на экране кинотеатра – самое подходящее зрелище. На него будет очень кстати сводить и самого любимого человека в Мире, и юных наследников, и давнего приятеля, за каким-то лешим «горящего» на работе с риском просто упустить всё лето. Именно для таких случаев и придуман весь жанр «летний блокбастер», каноны которого прекрасно и – очень кстати: без претензий на шедевральность реализованы в «Ученике Чародея». Мой совет: смело употреблять вместе с прохладительными напитками!