Рецензия на фильм «Спайдервик: Хроники»

 

Режиссер: Марк Уотерс

В ролях: Сара Болджер, Фредди Хаймор, Дэвид Стрэтэйрн, Мэри-Луиз Паркер, Мартин Шорт, Джоан Плоурайт, Тод Феннелл, Эндрю МакКарти, Изабелла Майко

Автор: Анатолий Филатов

Как сейчас помню. Детство. Я сижу со стаканом компота в кресле, затаив дыхание. В видеомагнитофоне заряжена «пиратка» с обеими частями «Бесконечной истории». Во дворе их еще почти никто не видел, но все только о них и говорят. И вот зеленокожий парнишка вместе со своим лоховатым другом родом с загнивающего Запада летят на белом драконе с собачьей головой и умными глазами в Башню из Белой Кости. И дыхание перехватывает от осознания того, что сказка – она всегда рядом, стоит лишь однажды повернуть не туда. Сегодня, на премьере «Спайдервик. Хроники», в век айподов и сони-эрикссонов, не хватало разве что того компота в руке. Остальное не изменилось. Сказка по-прежнему ждет только вас, она даже совсем не состарилась. И оставаться неблагодарным за это фантастическое ощущение а-ля «детство наносит ответный удар», по меньшей мере, несправедливо.

Поначалу кажется, что перед нами вторая часть какого-нибудь «Артура и минипутов», который был снят для кого угодно, но только не для детей. Впрочем, возможно, что и для детей, но если все дети сегодня такие, то не хотел бы я оказаться поблизости, когда они вырастут. Тогда нам подсовывали бездушную поделку, где сказочные существа разговаривали чуть ли не голосом Тимати, а скучно становилось сразу после вступительных титров. Некоторым, возможно, сюжетная завязка покажется калькой с «Моста в Терабитию», но та прозрачная хрустальная история заставляла родителей задуматься о хрупкости человеческих отношений в целом и любви в частности гораздо сильнее, чем их отпрысков, которые, ясное дело, и слов-то таких не знают. «Нарния»? Библейская философия, утратившая всякий смысл после того, как ее измазали в бюджете и вываляли в спецэффектах. «Звездная пыль»? Да кто вам вообще сказал, что Нил Гейман писал для детей?! «Звездный компас»? Роскошно, потрясающе красиво, но на этот фильм надо ходить, как в музей, руками не трогать: здесь вас вообще не особо ждут. «Мой домашний динозавр»? Ха-ха-ха. От того простого факта, что в фильме «Бэйб» свинью с щетиной заменили на морского дракона, сказки больше не становится. Если кто-нибудь и в силах сейчас объединить детей и взрослых по одну сторону баррикад, то «Спайдервик. Хроники» — вполне себе кандидат на место лидера.

Что касается пропорций, то они соблюдены практически идеально. Сюжет моментально хватает зрителя за шкирку и уже не отпускает, подобно какому-нибудь огру или троллю, которых вокруг тьма-тьмущая, надо только глядеть на мир через волшебный камень с дыркой. Ну, или на худой конец получить от хобгоблина Пискуна плевок в глаза, который не то, чтобы божья роса, но работает исправно, от шор избавляет на счет раз. Всех этих тварей, от сильфов и эльфов до грифонов и домовых, звать особенно не надо. Во-первых, когда захотят, сами придут, а во-вторых, явление большинства из них народу ничего хорошего этому народу не сулит. Но уж если явились, надо расхлебывать.

И семейке из двух близнецов младшего школьного возраста и сестры пубертатного периода как раз этим и придется заниматься. Ситуация осложняется тем, что один из братанов – явно будущий член какого-нибудь Сопротивления, антиглобалист или анархист, не признает идеалов и кладет на эйджинг, а другой – ботаник и тихоня, для которого свет в окошке – зоология и кошки. Сестра и вовсе плевала на все эти сказки, она почти взрослая и занимается фехтованием. Компания, что и говорить, разношерстная, особенно, если учесть, что по ходу дела им придется объединиться со своей теткой, которая последние n-цать лет провела в дурке, а также найти прадедушку, который, как все прадедушки в сказках, и является первопричиной и корнем всех зол.

Впрочем, не стоит так углубляться. Лишить зрителя неподдельного удовольствия от созерцания свиньи о двух пятаках, которая питается птичками, грифона, который тоже, оказывается, «птичка, только с развитой мускулатурой», домового Портняжки, который говорит стихами что твой Снуп Догги Дог, и прочей нечисти, вступающей друг с другом в кровопролитную конфронтацию, довольно подло. Конфронтация, к слову, заканчивается натуральной «кровавой баней», но родителям опасаться нечего: остроумно обыграв затертый штамп, режиссер подменяет кровь томатным соком. Восторга от этого, к счастью, меньше не становится.

Никакой фривольности. Никакой неоправданной жестокости. Исключительно достоверный и с любовью исполненный сказочный мирок, который делают мелочи, вроде того, что Портняжка поедает мед в промышленных масштабах, а подручного главзлодея-огра зовут Редкэп (Красные Шапки – персонажи ирландской мифологии, отвратительные, надо сказать, твари). При этом кино не выглядит детской погремушкой, обезжиренной «агушей от трех до пяти». Тут хватает и экшена, и боевых сцен, и юмора, и даже слезливых сцен. С последними, впрочем, вышла накладочка: когда после победы над огром сын-бунтарь заявляет матери: «Я хочу с тобой жить!», в зале звучит здоровый смех: в самом деле, где они собираются жить, когда последние десять минут их единственный дом громила орда тварей из потустороннего мира?! В дурдоме, где после тетки как раз комната освободилась?

Всерьез, конечно же, придираться к этому не стоит. Сказка – это всегда подарок, а подарки всегда берут и благодарят. Кто не согласен, сходите-ка на кухню, проверьте, не стало ли там меньше меда, запасенного с прошлого лета. Сказка ложь, да в ней намек, говорите? Намек понят.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта